Дана-ата — святилище на территории Балханского велаята (области), в 110 км к северо-востоку от Небит-Дага, в одном из горных ущелий Большого Балхана, в 10 км южнее селения Ак-Куи. Святилище обследовалось нами в 1957, 1967 и 1970 гг. В тот период оно представляло собой поврежденный временем каменно-кирпичный средневековый мавзолей-гробницу (в форме шести- или семигранника) с пятью большими нишами и входом с восточной стороны. С юга к нему примыкала состоявшая из двух комнат полуразрушенная пристройка из дикого камня, значительно более позднего времени, которая, очевидно, служила жильем для смотрителя, а может быть, помещением для приема паломников и их ночных (во сне) «общений» со «святыми». На алебастровой штукатурке внутри святилища — контурные рисунки горного козла и человеческой кисти с пятью растопыренными пальцами, имеющие, возможно, магическое значение, а также несколько надписей. Все они относятся к XX в. Наиболее старая, арабской графикой — 1343/1924-25 г. (текст не поддается прочтению), остальные, на туркменском языке латиницей и кириллицей (1939, 1962, 1965 и 1967 гг.),— типичные «автографы» туристов. В одной из ниш— старинный ритуальный шестиконечный светильник (чыра) и несколько пар рогов диких баранов. В углу к шесту были привязаны вотивные тряпочки.
Вокруг мавзолея на двух каменистых холмах раскинулось средневековое кладбище, а левее — остатки большого поселения. В неширокой ложбине— старинный колодец и выложенный камнем источник, а также огромное сухое дерево, выросшее, по легенде, из посоха (хаса, араб, ‘аса) самого Д.-а. При посещении святилища в 1957 и 1967 гг. дерево представлялось давно полностью высохшим, а в 1970 г. одно из его основных ответвлений неожиданно зазеленело, что было расценено верующими как очередное чудо «святого».
Согласно легендам, сопоставительному эпиграфическому материалу окрестного кладбища и сохранившемуся тексту Огуз-наме (стихотворное изложение истории предков туркмен — огузов, принадлежащее перу Д.-а.), личность «святого» вырисовывается следующим образом. Он жил во второй половине XV — первой половине XVI в., в народной традиции известен лишь под почетным прозвищем Дана-ата («Мудрый отец/дед, предок»). Это прозвище «святой» суфий получил после того, как поведал Огуз-наме всему союнхановскому (т.е. туркменскому) народу. В Огуз-наме он называет свое подлинное имя — Ахсан-шаих и место обитания — Балханы, подчеркивая, что дед его был пиром. Персидский посланник Риза-Кули-хан, который в 1851 г. останавливался с караваном по пути в Хиву у источника Д.-а., отметил, что среди тюрков и туркмен тюркские шайхи, одним из которых был Д.-а., пользуются высоким авторитетом. Следует добавить, что Д.-а. был и весьма богатым человеком. Легенды упоминают его многочисленные стада и табуны, которые перегоняли на летние пастбища вплоть до реки Гюрген.
Все перечисленное выше подняло авторитет шайха на небывалую высоту. После смерти у его гробницы обосновалась группа смотрителей, состоявшая, очевидно, из родственников «святого», его учеников и последователей. По роду своего занятия она получила название мюджевюр («смотритель») и составила одну из шести так называемых святых групп овляд (араб. аулад— «дети», «потомки») у туркмен. В начале XVIII в. мюджевюры в силу определенных обстоятельств переселились с Балхан на север, в пределы Хивинского ханства (Тахтинский этрап), а оттуда позднее большая их часть ушла на юго-восток — в Мервский оазис.
К гробнице Д.-а., которая ныне, с подъемом религиозного строительства, очевидно, отремонтирована, совершают паломничество жители прибалханских селений и выходцы из группы мюджевюров Тахтинского этрапа (района) Ташаузского велаята (области) Туркменистана.
В 80 км южнее, у подножия Кюрен-Дага на территории Казанджикского этрапа имеется еще одно святилище с названием Д.-а. Позднее так стали именовать и расположенное рядом большое селение Даната. По одной версии считается, что там «святой» ночевал, по другой — был убит, но похоронен на Балхане. Гробница отсутствует. Имеется имитация могилы. Паломники — жители Даната.
Лит-ра: А.Н.Самойлович. Один из списков «Родословного древа туркменского» // Доклады АН СССР. Л., 1927, №2, 39-40; Отчет о посольстве в Хорезм Риза-Кули-хана// Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II. М.-Л., 1938, 285; Демидов. Туркменские овляды, 159-168.
С.М.Демидов