Дарвишона (дарвешона, перс.-тадж., «приношение нищему») — обряд коллективного угощения мясом жертвенного животного с молитвами о даровании благополучия, который устраивается в некоторых регионах Средней Азии. В том же значении часто употребляется термин худойи («приношение Богу»). Иногда различают ритуал худойи (угощение устраивает кто-то один для всей мусульманской общины) и ритуал Д. (устраивается совместно всеми членами общины).
В дореволюционную эпоху обряд Д. проводился ежегодно, перед весенним паводком. После окончания работ по расчистке каналов, в их головной части, где, как правило, располагались мазары, собирались местные жители и устраивали совместную ритуальную трапезу с чтением молитв. В наиболее архаичных формах проведения обряда сохранились доисламские элементы жертвоприношения водной стихии: в воду бросали жертвенного быка или пускали туда его кровь. Сохранились легенды о том, как в самые тяжелые годы в жертву приносили людей.
В прошлом смысл обряда состоял в том, чтобы вымолить у Бога изобилие. Сегодня Д. в значительной мере утратил значение земледельческого обряда— к Богу обращаются с мольбами о даровании мира, здоровья и благополучия.
В наши дни Д. приурочивают к Наврузу и совершают у «святых мест» либо на кладбищах. В некоторых случаях сохраняется старый обычай: члены общины отправляются к мазарам в верховьях горных рек (сай), где кассоб (араб. кассаб), или саллог (мясник), закалывает овцу, после чего участники Д. устраивают совместную трапезу и читают молитвы.
Тот факт, что в названии обряда Д. упоминается дарвиш (дервиш — «нищий», «последователь суфийского братства»), указывает на утраченную ныне связь между аграрным культом и суфийскими представлениями. Термином Д. в прошлом называлось также угощение, которое устраивали суфийские наставники (ишаны) или члены суфийской общины, празднуя завершение очередного этапа на пути духовного восхождения.
Лит-ра: Г.П.Снесарев. Обряд жертвоприношения воде у узбеков Хорезма, генетически связанный с древним культом плодородия // Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 4. Полевые исследования Хорезмской экспедиции в 1957 г. М., 1960, 198-202; А.Л.Троицкая. Из прошлого каландаров и маддахов в Узбекистане // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975, 222-223, примеч. 72.
С.Н.Абашин