Дарпуш («Заграждение ворот») — персидское название единого оборонительного комплекса сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата на Северо-Восточном Кавказе, включавшего в себя мощную дербентскую крепость (перс. Дарбанд, араб. Баб ал-абваб— «Главные ворота»), 40-километровую Горную стену (перс. Гав-бара, тюрк.- перс. Даг-бара/Даг-бары) и разветвленную сеть укреплений (с военными гарнизонами) по всей протяженности Горной стены. В списках Дарбанд-нама название этого комплекса упоминается не только в исходной персидской, но и в искаженной арабизированной (Дарбуш) форме.
Создававшийся одновременно с крепостными стенами Дербента в IV-VI вв., Д. был задуман Сасанидами как надежный щит от постоянных набегов гуннов, савиров, аваров и других кочевников с севера. Он создавался многими поколениями людей (прежде всего иранскими, а затем и арабскими военными поселенцами при активном участии местного населения), укреплялся дербентскими амирами, ширваншахами и сельджукскими султанаши.
Первоначально Д. состоял из двух связанных друг с другом промежуточными фортами рубежей обороны: передового, от северных стен Дербента к Зирихгирану (Зерехгеран) вдоль реки Уллучай, и тылового, включавшего в себя военные укрепления в Табасаране на левобережье р. Рубас. Впоследствии были созданы и другие рубежи обороны, глубоко эшелонированные, которые усиливали комплекс Д. на юге. Один из них, например, проходил через населенные пункты вдоль р. Гюльгерычай, другой— по левобережью р. Самур. Тем самым в нескольких местах прочно замыкалась цепь укреплений от Каспийского моря вплоть до труднодоступных отрогов Главного Кавказского хребта.
Во всех населенных пунктах оборонительных рубежей Д. выявлены куфические надписи на арабском языке, датированные Х-XIII вв. Укрепления Д. связаны друг с другом транспортными артериями, которые проходят, как правило, по долинам рек. Окруженные труднодоступными горами, они представляют собой единственно возможные маршруты передвижений по данной местности, сохранившие свое значение до сих пор. Дорога к северу от Дербента проходит вдоль передового рубежа Д. Второй рубеж Д. был центральным и основным, так как был укреплен мощной стеной (Даг-бары), тянувшейся от крепостных стен Дербента вглубь на запад вплоть до Хайдакских гор. Остатки Даг-бары сохранились до сих пор, местами с куфическими надписями, составленными на арабском и персидском языках.
Кладка Даг-бары абсолютно идентична кладке стен дербентского оборонительного комплекса. На некоторых городищах (где некогда располагались мусульманские рибаты) сохранились руины укреплений такой же кладки.
В ходе экспедиционных разысканий подтвержден факт существования общей для основного рубежа Д. системы сигнальных огней. Ее появление исследователи относили к средневековью. Она продолжала действовать и в эпоху борьбы с Надир-шахом Афшаром (уб. в 1747 г.).
Обращает на себя внимание единый стиль надгробий XI-XII вв. из населенных пунктов основной оборонительной линии (полые, корытообразные). Такие надгробия обнаружены в табасаранских Якрахе и Хелипенд-жике, в даргинских Кала-Корейше и Уркарахе— «исламских центрах», продолжающих линию обороны на территории Хайдака, в крепости Джалган непосредственно на подступах к Дербенту, а также по крайней мере еще в трех лезгинских населенных пунктах на границе владений дербентского амира с ал-Лакзом: Белиджи Дербентского района, Куг Хивского района и Хорель Магарамкентского района.
Средневековые источники также сообщают о персидских и арабских переселенцах Дербента и Табасарана, «опорных базах», «центрах мусульман», располагавшихся в «пограничной области» (ас-сагр). Еще в X в. арабские географы описывали жителей некоторых из этих «центров» как мусульман, говоривших только по-арабски. Речь идет о пограничных рибатах арабов, превратившихся впоследствии в опорные пункты газиев — «воителей за веру».
Следы арабского и иранского присутствия на Кавказе обнаруживаются не только в районе Дербента, хотя здесь концентрация памятников наибольшая, но и на подступах к Большому Кавказу. В Х-ХI вв. в долине р. Самур появились первые мечети, крупнейшая из них — культовый комплекс в Каракюре, построенный арабами в противовес «амирам Тарса», оплоту христианства в Южном Дагестане— Гапцахе. Там же обнаружены арабо-персидские надписи ХI-XII вв.
Этнографы отмечают, что в селении Мискинджа до сих пор сохранились иранские обычаи и традиции.
В 1239 г. монголы разрушили единый оборонительный комплекс Д. Ранее считалось, что монголы так и не смогли дойти до верховьев р. Самур. Однако надписи из селения Рича, составлявшего с Хивом единую линию обороны (Рутул, Цахур и Мишлеш находились на другой линии), содержат прямое указание на причину разрушений — «войско татар». Попытку восстановления всего комплекса Д. предпринял Хулагуид Газан-хан, потомок Чингиз-хана, укрепляя свои границы с враждебной ему Золотой Ордой. Однако в прежнем виде воссоздать Д. не удалось ни тогда, ни тем более потом, когда Дагестан оказался политически раздробленным.
Лит-ра: В.В.Бартольд. К вопросу о происхождении Дербенд-наме// Бартольд. Соч., 8, 423- 424; Лавров. Эпиграфические памятники, 1, 63-64, 78-79, 81-83, 174, 179, 192-193; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, 16, 24-28; А.К.Аликберов. О некоторых строительных надписях Южного Дагестана ХI-ХШ вв. // Архитектура древнего и средневекового Дагестана. Махачкала, 1989, 171- 181; Шихсаидов, Айтберов, Оразаев. Сочинения, 38; А.И.Абакаров, О.М.Давудов. Археологическая карта Дагестана. М., 1993; С.Е.Bosworth. Islamic frontiers in Africa and Asia // The Legacy of Islam. Ed by the late J.Schacht with C.E.Bosworth. Oxf., 1979, 116-130; Аликберов. Эпоха, 45-70.
А.К.Аликберов