Дахма — зороастрийский термин, восходящий через дафма к индоевропейскому корню ДХМБХ («хоронить»). В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, Д. — «погребальное сооружение», «гробница», «надгробие» (араб. син. суффа, тахт). Доисламские Д. представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или несколько погребальных камер и служили для выставления трупа на кровле и хранения очищенных костей внутри сооружения. Судя по материалам Пенджикента (Таджикистан), Д. предназначались для хранения останков членов одной семьи различного пола и возраста. В научной литературе их принято называть наусами. С распространением ислама и сменой идеологии происходила постепенная трансформация погребальных сооружений и обряда. Мусульманские Д. ориентированы по странам света, а на кровлях устанавливались надгробия в честь умерших. Покойного в саване укладывали в центре погребальной камеры головой на север, обычно с поворотом лица на запад в сторону Макки/Мекки. При погребении соблюдалось разделение по половому признаку: мужчин и женщин хоронили в разных помещениях.
Остатки одной из ранних мусульманских Д. исследованы во время археологических работ на некрополе Чхар Бакр (Бухара) (погребения
Миниатюра из рукописи (переписана в Бухаре в 1058/1648 г.)
сочинения Низами «Хамса». Прорисовка И.Глазновой
Абу Бакра Са‘да и его сына Абу Бакра Ахмада, конец X в.). Эта Д. представляет собой параллелепипед (высота— 0,75 м, сторона — 1,8 м, внутренние конструкции неизвестны), сложенный из необожженного кирпича. На протяжении столетий Д. и хазиру, в которой она находилась, неоднократно ремонтировали. Во второй половине XVI в., когда на месте старой была возведена новая хазира, древняя Д. оказалась под землей. Над ней соорудили новую Д., облицованную мрамором. Последняя во время одного из ремонтов в конце XIX — начале XX в. была заменена парой монументальных саган с кирпичной чираг-хана рядом. Этот мазар до сих пор является одним из главных мест паломничества бухарцев.
В XVI — начале XX в. в Бухаре, Самарканде и других крупных городах на территории культовых комплексов Д. возводились над погребениями (или для погребения) духовных авторитетов либо лиц, занимавших достаточно высокое социальное положение, и членов их семей. При большом разбросе размеров (общая площадь сооружений — от 1,4 до 230 м2, высота — от 0,6 до 2,4 м) и различном декоративном оформлении (шлифованный кирпич, известняк, мрамор, ганч-алебастр) внешний вид их унифицирован. По форме Д. — параллелепипед с цоколем и фундаментом, толщина которого зависит от размеров сооружения. В XVI-XVII вв. по периметру их плоских кровель устанавливали ажурные мраморные балюстрады. Существовало два основных типа Д.: 1) собственно погребальное сооружение и 2) Д-надгробие. Первый тип — наземные либо полуподземные погребальные камеры, перекрытые арочными сводами или небольшими куполами. Изучено несколько вариантов плана Д. этого типа. 1. В южной части здания располагается коридор, вход в него устроен в стене Д. либо с кровли. В северной стене коридора— входы в 2-3 погребальные камеры. Высота помещений — 1,6-2,2 м, в своде обычно устраивали световые отверстия — продухи; площади коридоров — от 7 до 32 м2, площадь погребальных камер— от 6,8 до 22 м2. 2. Д. состоит из двух погребальных камер без коридора. Вход-лаз ведет снаружи в помещение, предназначенное для погребения мужчин, в его стене располагается вход в женскую погребальную камеру. 3. Двухкамерная Д. с индивидуальными входами в каждое помещение. 4. Однокамерные Д.
Отмечены особенности погребального обряда, восходящего к доисламским верованиям. Покойного укладывали в центре погребальной камеры на свеженасыпанный слой земли, саван развязывали и опускали на уровень груди. Останки предшествующего захоронения сдвигали в северо-восточный угол помещения. Разновидность сооружений этого типа— Д. без помещений, их внутреннее пространство засыпано чистой землей. По мере надобности в них для каждого умершего сооружали индивидуальные саганы либо кирпичные ящики (сандук).
Сооружения второго типа Д. (надгробия) часто отмечают захоронения духовных авторитетов, некоторые из них возводились какое-то время спустя после их смерти. Так, Д. над погребением Баха’ ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г.) была возведена вместе с хазирой в середине XVI в. от имени Шайбанида ‘Абд ал-‘Азиз-хана; Д. над могилой хваджи ‘Абди (Самарканд), жившего в IХ-Х вв., была возведена в 1633 г. от имени Надира Диван-биги — сановника Имшл-кули-хана, ит.д. Такие сооружения внутри засыпаны чистым грунтом. Д.-надгробия отмечают захоронения женщин из рода шайхов Джуйбари на Чхар Бакре (XVI-XVIП вв.). Они сооружались над одним или несколькими захоронениями в кирпичных ящиках, перекрывавшимися деревянными брусьями либо сводами. В западной стене такого ящика напротив головы погребенной часто располагаются небольшие ниши, в некоторых из них обнаружены стеклянные бутылки и донца тарелок с остатками пищи. Саваном джуйбаридкам служили нарядные шелковые ткани с вплетенными металлическими нитями.
Термин Д. применительно к описанным погребальным сооружениям до наших дней бытует среди коренного населения Бухары. Аналогичные постройки были широко распространены на территории Средней Азии и сопредельных районов, но назывались по- иному. Так, сооружение, в котором был похоронен Шайбани-хан в Самарканде, в источниках именуется суфой, а местное население называет его Д. На некрополе Газур-Гах (Иран) местные жители называют подобные сооружения тахт, а надпись на одном из них гласит — суффа.
Изображения Д., аналогичные описанным, известны на миниатюрах XV-XVII вв.
В последние 6-8 лет на некоторых популярных некрополях Бухары наблюдается следующая картина: на главном старом кладбище Хазрат-и Имом (Хадрат-и Имам) местные жители ремонтируют древние Д. и приспосабливают их для упокоения членов своих семей; на кладбище Чхар Бакр по типу древнего возведено полуподземное погребальное сооружение (две камеры с коридором).
Лит-pa: Абу Тахир Ходжа. Самария. Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда / Пер. В.Л.Вяткина // СКСО на 1899 г. VI. Самарканд, 1899, 179, 187, 200, 211; Б.А.Литвинский, А.В.Седов. Культы и ритуалы кушанской Бактрии. М., 1984, 109-113; М.Бойс. Зороастрийцы (верования и обычаи). 3-е изд. СПб ., 1994, 22; Е.Г.Некрасова. Бухарские дахмы // ОНУз. 1995, № 5-8, 118-122; Golombek. The Timurid Shrine, 76.
Е.Г.Некрасова