ДАХР — век как 1) время, которое жители Аравии в эпоху джахилии отождествляли с роком, судьбой; 2) срок существования мира от его начала до конца (с определенным артиклем — ад-Д.— с данного времени до «конца света»); 3) временная длительность, бесконечная в прошлом и будущем (тожд. перс, зарван, зурван). Представление о Д. в первом значении сохранялось у арабов, в частности в их поэзии, и некоторое время после принятия ими ислама наряду с монотеистическими представлениями о боге, определяющем судьбы людей.
Впоследствии, исходя из хадиса, в котором Д. отождествляется с Аллахом, это слово стали рассматривать как одно из его «прекрасных имен» (ал-асма’ ал-хусна). В фалсафа (у Ибн Сины и его последователей) Д. в третьем значении — временная категория, опосредствующая категории времени (заман) и вневременной вечности (сармад). См. ад-дахрийа.
Лит-ра: П. А. Грязневич. Развитие исторического сознания арабов (VI—VIII вв.).— Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982; Дж. ‘Али. Та’рих ал-‘араб кабла-л-ислам. Багдад, 1956, . 408—415.
Тауфик Камель Ибрагим, А. В. Сагадеев