ДДДИИ — Департамент духовных дел иностранных исповеданий, центральное государственное учреждение, управлявшее мусульманами и исламом в Российской империи. Неоднократно менял наименование и подчиненность: 25.07.1810— 24.10.1817, 06.08.1880—16.03.1881 — самостоятельное правительственное ведомство — Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий; 24.10.1817— 15.05.1824 — Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства духовных дел и народного просвещения; 15.05.1824—02.02.1832 — Отделение духовных дел Министерства народного просвещения; 02.02.1832—06.08.1880, 16.03.1881—05.08.1917 — Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел; 05.08.1917—26.11.1917 — Министерство исповеданий Временного правительства.
Главное управление иностранных исповеданий было создано в ходе министерской реформы начала XIX в. По замыслу её ведущего деятеля М.М.Сперанского, одним из центральных ведомств Российской империи должен был стать «особенный департамент духовных дел», учреждаемый для «охраны обрядов» всех признанных религий государства, включая разные толки суннитского и ши‘итского ислама. Этот проект во многом базировался на примере наполеоновской Франции, где в 1801 г. было образовано Центральное управление духовных дел, преобразованное в 1804 г. в Министерство исповеданий.
До 1810 г. исламом в России ведала одна из экспедиций учреждённого в 1802 г. Министерства внутренних дел. По Манифесту 25 июля 1810 г. на правах особого министерства было создано Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, под контроль которого были поставлены «все предметы, относящиеся к духовенству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судных их дел».
По Манифесту 24 октября 1817 г. было учреждено объединённое Министерство духовных дел и народного просвещения, где в рамках одного ведомства был сосредоточен контроль над всеми религиями в России и системой учебных заведений империи. Под единым руководством министра князя А.Н.Голицына теперь оказались Святейший Синод, Главное управление иностранных исповеданий и дела просвещения. По мнению создавшего эту управленческую структуру Александра I, новое трехчастное учреждение должно было в первую очередь способствовать усилению борьбы с идеологическим «вольнодумством», пропаганде религиозных, в первую очередь христианских, ценностей. Особое значение в этом плане придавалось деятельности «Библейского общества». Реально А.Н.Голицын осуществлял лишь высшее «общее наблюдение» над духовными делами «иноверцев». Фактическим руководителем Главного управления иностранных исповеданий был его первый директор (1810–1824), с 1812 г. одновременно секретарь «Библейского общества», известный общественный деятель и публицист А.И.Тургенев.
Постепенно выявилась достаточно малая отдача от деятельности громоздкого трехчастного духовно-просвещенческого ведомства. Александр I разочаровался в реализации этого своего замысла и в 1824 г. упразднил единое Министерство духовных дел и народного просвещения. Святейший Синод снова обрёл свою самостоятельность, а князь А.Н.Голицын был отстранён от руководства делами религий и просвещения. Новым главой возрожденного Министерства народного просвещения и одновременно руководителем подразделения, ведавшего неправославными культами, включая ислам, был назначен видный имперский сановник и публицист адмирал А.С.Шишков (1824–1828). Его преемником на посту начальника Отделения духовных дел «иноверцев» стал племянник Г.Р.Державина, известный государственный деятель царствований Николая I и Александра II Д.Н.Блудов (1828–1832). При назначении Д.Н.Блудова в 1832 г. министром внутренних дел управление «иноверческими» культами было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) и включено в структуру МВД, где оно находилось вплоть до 1917 г. (за исключением короткого промежутка в 1880–1881 гг.).
К 1917 г. в составе ДДДИИ находилось семь отделений: первое ведало католическим исповеданием; второе — протестантами и лютеранами; третье — сектантами (баптистами, меннонитами, мормонами и др.); четвертое — старообрядцами (с 1909 г.); пятое — мусульманами, буддистами, иудеями (евреями и караимами) и язычниками; шестое — армяно-григорианским, армяно-католическим и русско-католическим вероисповеданиями, седьмое — вело секретные дела. В структуру ДДДИИ были также включены департаментские канцелярия, хозяйственный отдел, библиотека и архив.
ДДДИИ регулировал духовную жизнь около 20% населения России: по данным первой всероссийской переписи 1897 г., в стране проживало почти 14 млн. мусульман, не считая представителей других иноверческих конфессий.
ДДДИИ утверждал руководство и членов мусульманских духовных правлений (ОМДС, Таврического и двух Закавказских суннитского и шиитского учений); награждал их духовных лиц знаками отличия; ведал духовной «иноверческой» цензурой; учреждал новые духовные должности; заведовал устройством «иноверческих» конфессиональных округов и учебных заведений; давал распоряжения о постройке и ремонте мечетей, молельных домов и богоугодных заведений; осуществлял надзор за доходами и расходами мусульманских организаций и обществ; разрешал вопросы о признании смешанных браков и разводов, установлении праздничных дней и молебствий; регулировал дела о метрикации, принятии христианства; заботился об охране устоев православия как государственной религии империи; разрабатывал различные законодательные вопросы, связанные с исламом и другими иностранными исповеданиями. Функционирование ДДДИИ регламентировалось «Уставом духовных дел иностранных исповеданий» (1857; дополн. 1896).
В огромной структуре МВД ДДДИИ был одним из самых малочисленных подразделений (30–40 служащих). Большинство его чиновников к началу ХХ в. имело, как правило, высшее образование. В отличие от других департаментов МВД, ДДДИИ не имел своих структур на местах, и его функции там исполняли территориальные административные органы.
Важной особенностью ДДДИИ была высокая требовательность к вероисповеданию его сотрудников. В других имперских ведомствах «иноверцы» могли порой занимать весьма высокие посты. В ДДДИИ служили только православные чиновники. Лишь в качестве внештатных экспертов могли привлекаться доверенные «иноверцы». Среди руководителей ДДДИИ, возглавлявших его в 1832–1917 гг., наиболее значительной фигурой был директор Департамента в 1908–1911 гг., близкий соратник П.А.Столыпина, крупный этнограф А.Н.Харузин.
После Февральской революции Временным правительством в августе 1917 г. было образовано Министерство исповеданий. Это ведомство, которому были переданы функции ДДДИИ, практически не успело сформироваться и было упразднено после прихода большевиков к власти.
Архив ДДДИИ: РГИА. Ф. 821 (более 30 тыс. дел).
Лит-ра: Устав духовных дел иностранных исповеданий // Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. СПб., 1896; Главное управление духовных дел иностранных исповеданий // Государственность России (конец XV в. — 1917 г.). Кн. 1. М., 1996; Д.Ю.Арапов. Неправославные религии в системе государственного управления Российской империи // Государственное управление: история и современность. М., 1998; Департамент духовных дел иностранных исповеданий // Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801–1917. Т. 2. СПб., 2001.
Д.Ю.Арапов, В.О.Бобровников