Джайне (жай, жей, чеч., инг.)— 1) книга; 2) одно из названий рукописного амулета (и его разновидности — талисмана). Некоторые исследователи полагают, что данный термин лег в основу названия ингушского общества Джейрах (Жъайрах Шахьар, Жъайрахой), располагавшегося в бассейне правого притока р. Терек — Армхи, включая район Дарьяльского ущелья от селения Гвилети (Гиелта) на юге и до г. Владикавказ на севере.
1. Среди множества способов гаданий у чеченцев и ингушей были распространены гадания по книгам. Наибольшим авторитетом пользовалась Седиен Джайне («Звездная книга», от чеч., инг. седа — «звезда»). Она разделена на двенадцать глав по числу зодиакальных созвездий и тех пророков, которые под ними родились. Согласно традиции, эта книга— арабского происхождения и с ней связана такая легенда. Некий Абдурзукк (араб. ‘Абд ар-Раззак), написавший ее с помощью джинна (согласно поверьям, джинны, подслушивая ангелов, узнают сокрытое и сообщают его своим друзьям), встретил однажды на мосту пророка Мухаммада. Мухаммад задумал испытать, насколько сведущ Абдурзукк. Поняв, что Седиен Джайне открывает ему такие знания, которыми не дано обладать людям, и к тому же является даром, похищенным у Всемогущего хитростью и коварством, он немедля бросил книгу в реку. Она погрузилась на дно, однако Абдурзукк успел поймать и спрятать несколько листов, разнесенных ветром при ее падении. Уцелевшие письмена, дополненные предсказаниями ‘Абд ар-Раззака уже без содействия джиннов, и составили Седиен Джайне.
Предсказывали неурожаи, болезни, войны, землетрясения и т.д. также по Пайхомар Сулейман Джайне («Книга пророка Сулеймана») и двум другим книгам, дошедшим не в полном объеме; выписки из них сохранились у некоторых ‘улама’. Сокровенные книги имеются и у других кавказских народов. У адыгов, например, это Кетаб (или Джинэф тхылъ — «Книга белых джиннов»); на связь представлений о книге и о сокровенном знании указывает карачаево- балкарская поговорка китабха къарагъанча («как будто в книгу поглядевший»). Согласно традиции, читать и понимать подобные книги способен не каждый; это умение наследуется учеником от наставника.
2. У народов Кавказа, исповедующих ислам, широко распространены амулеты и талисманы: джаду дуа, нуска/нусха, хайкал/айкал/эйкал, а также агивква (у абхазов), к’а (у даргинцев), сабаб/савав (у аварцев и лакцев), дово (у талышей) и т.д. По местным преданиям, халиф ‘Али постоянно носил амулет (Дж.), обладавший свойством отгонять врагов и побеждать «неверных».
К Дж. часто обращаются при лечении различных заболеваний, прежде всего нервно-психических расстройств. Считается, что целительной силой обладает и сам Коран: его кладут под голову больному, рядом с роженицей; согласно поверью, чтение его в мавзолее Ташов-хаджжи приносит избавление от болезни, и т.д. Отдельные айаты так и называются— «охраняющие» (айат ал-хифз), «исцеляющие» (айат аш-шифа’) и т.д. У карачаевцев и балкарцев, к примеру, бытует выражение Китаб ачдырыргъа — «лечиться у муллы по Священному писанию». Обычно делают три одинаковых Дж.: один прячут в доме, другой зашивают в одежду, третий кладут на дно чашки с водой, предназначенной для больного (или написанную на бумаге молитву «смывают» водой, которую дают выпить больному). Иногда текст пишут на длинной полоске белой бумаги или на белой шелковой ткани, складывают, зашивают в лоскут (предварительно опустив его в растопленный воск) и вешают его на шею или ногу либо прикрепляют к одежде больного.
Эффективным способом лечения признают ношение различных предметов, взятых со «святого» места, например кусочка камня, привезенного из хаджжа.
Дж. используют как оберег главным образом для детей (наиболее подвержены риску) и мужчин. Так, у абхазов в третью пятницу после рождения ребенка устраивается особое пиршество, на котором присутствуют близкие родственники и все женщины селения. Духовные лица и женщины читают молитвы, затем мулла пишет текст-заклинание, заворачивает его в черную ткань (также опустив перед этим в растопленный воск) и надевает на шею ребенку или прикрепляет к колыбели.
Применяют Дж. и в любовной магии как для того, чтобы «привязать» одного человека к другому чувством непобедимой любви, так и для того, чтобы вызвать чувство ненависти. Чеченцы и аварцы прибегали к Дж., чтобы уберечься от так называемых Горных колдуний, которым была известна «трава, заставляющая лаять». «Колдунья», чаще в полнолуние, выходила из дома, стараясь ни с кем не встречаться по пути на гору, где росла трава. Там она должна была обнажиться и, пятясь и срывая растения между ступнями ног, мысленно и вслух произносить: «Я не признаю Бога, я не его создание: я равна ему и так же могущественна, как и он. Я навсегда отрекаюсь от него». Собранную таким образом траву сушили и незаметно клали в пищу или питье либо бросали в огонь очага, возле которого сидела «жертва». Некоторые служители мусульманского культа в Чечне славились способностью «отчитывать» подобную ворожбу определенными молитвами.
Для ограждения дома от всевозможных бед Дж. прибивают над входной дверью, на потолке или в углу, иногда закапывают в сарае, саду или во дворе (это может быть и дощечка с молитвой или священной формулой «Да поможет Аллах»). В то же время самое действенное средство против недоброжелателя — украдкой, с соответствующими заклинаниями спрятать Дж. на пороге или в одном из углов его дома.
Дж. прикрепляют к уздечке и вешают на шею домашним животным (в последнем случае не только как оберег). У абхазов зафиксирован такой обряд: в курбан-байрам мулла пишет айаты или молитвы на листьях, которые дают съесть «старшему» жертвенному животному — барану, быку, козлу. Иногда листья заворачивают в навощенную ткань и надевают на шею или привязывают к хвосту «вожака». Такая жертва должна помочь человеку в потустороннем мире пройти по мосту сират и обрести место в раю.
Для придания амулету особой силы Дж. зашивают в кожу, парчу, красное сукно и придают ему форму трех- или четырехугольника. Дж., написанные на полоске бумаги шириной около 2,5 см и длиной в рост человека, с подписью и печатью муллы, согласно поверьям, надежно ограждают не только от сглаза, ранений, но и от дьявольского наваждения. Амулет может быть и украшением: его раскрашивают, вышивают цветными нитками, вкладывают в футляр, носят на цепочке. Существуют амулеты, которые хранят как фамильную реликвию, ими клянутся и заклинают других.
Дж. можно рассматривать как своего рода проявление сращивания ислама и древних поверий. Кроме того, следует учитывать, что, согласно исламской традиции, буквами управляет некий космический порядок. Так, крупнейший мусульманский философ-мистик Ибн ал-‘Араби (ум. в 1240 г.), излагая метафизический принцип «науки о буквах», рассматривал Вселенную как Священное писание (Коран), буквы которого начертаны Божественным пером (калам). Хуруфиты, сторонники Фазлуллаха/Фазл Аллаха ал-Хуруфи Найми (тебризец, уб. в Ширване по приказу Миран-шаха в 1402 г.), придерживались идеи о священном характере букв арабского алфавита и заключенной в них разгадке тайн Вселенной (ал-Хуруфи изложил свое учение в Джавидан-нама — «Книге о вечности», в конце XIV в. оно получило распространение в Азербайджане, а затем в других мусульманских странах).
Лит-ра: А.П. Ипполитов. Этнографические очерки Аргунского округа // ССКГ. Вып. I. Отд. 3. Тифлис, 1868, 16, 19-25; Г. Ф.Чурсин. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929, 39-41, 46-52; Г.В.Смыр. Ислам в Абхазии и пути преодоления его пережитков в современных условиях. Тб., 1972, 160-162; Г.А.Гаджиев. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991, 39-40; Н.Л.Жуковская. Амулет // Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. Религиозные верования. М., 1993, 17-19; Х.А.Хабекирова. К вопросу о магических обрядах и действиях в народной медицине адыгов // Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993, 81-82; Г.Г.Тхагапсова. Народная медицина адыгов (Историко-этнографический аспект). Майкоп, 1996, 92, 94, 100.
Дж.И.Месхидзе