ДЖАНА̄БА («осквернение»; синоним наджаса) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний. Вопросы джанаба трактуются в разделе фикха ‘ибадат. Оскверняющими предметами и веществами считаются: а) все, что исторгается человеком, то есть кал, моча, сперма, рвотные массы, гной, менструальная кровь, по некоторым мазхабам также кровь из ран, срезанные волосы и ногти и т. п.; б) трупы павших животных, невыделанные шкуры, кожи, рога, жилы и т. п,; в) вино и другие опьяняющие и одурманивающие вещества, если они предназначаются и употребляются не для медицинских целей; г) свинина и мясо хищных животных и птиц; д) все, что имеет вид и запах скверны. Оскверняющими обстоятельствами считаются прикосновение к еще не омытому покойнику, если его смерть не была мученической, пролитие крови, совокупление, менструация, роды, тяжелая болезнь, особенно если во время нее человек терял сознание, дальняя и продолжительная поездка и все те случаи, когда человек незаметно для себя и помимо своей воли мог соприкоснуться с чем-либо недозволенным. Осквернение предметов, обихода, жилища и одежды происходит при тех же обстоятельствах, например если в дом забежала бродячая собака, в посуду налили вино или положили свинину, на одежду попала кровь и т. п. Если осквернение последовало в результате обстоятельств, не связанных с прегрешениями или правонарушениями, например при работе мясника или кожевника, то очищение производится простым омовением (гусл). Если же оно является результатом каких-либо недозволенных действий, например питья вина допьяна, недозволенной связи и т. п., то кроме омовения должно быть принесено покаяние (тауба) и совершены искупительные действия (каффара). Оскверненные предметы и помещения тщательно чистятся, промываются и проветриваются, при этом произносятся молитвенные формулы, подтверждающие намерение избавиться от осквернения.
Представление об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных предметов, веществ и обстоятельств различаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Асар, 39—57, 377, 407— 408; Th. W. Juynboll. Djanaba.— EI, NE, 2, 440.
А.С.Боголюбов