Джигит-бабá, или Джигит Джайдак-ата — астраханский святой-чудотворец. Согласно легенде, обладал чудесной лошадью, способной в считанные секунды переносить седока на значительные расстояния. Таким образом Дж.-б. ежегодно совершал хаджж в Мекку и помогал бедным паломникам из Астрахани возвратиться на родину.
Могила святого (аулйа) расположена на мусульманском кладбище у юртовского с. Килинчи в Приволжском р-не Астраханской обл., в едином культовом комплексе с могилами святого Нур-ата и женщин-святых Гайши (араб. ‘А’иша) и Фатимы. Исследователи XVIII в. (В.Н.Татищев, П.С.Паллас) упоминают, что на территории Селитренного городища (остатки столицы Золотой Орды г. Сарай ал-Махруса у совр. с. Селитренное
в Харабалинском р-не Астраханской обл.) находилась могила святого Джигит-хаджжи, видимо сохранившаяся ещё с золотоордынского времени. Данное святое место почиталось окрестными татарами и ногайцами-карагашами. Согласно поверьям, дух святого мог являться во сне, а посещение его могилы исцеляло от разных болезней. На аулйа ежегодно устраивался — зийарат.
На наш взгляд, Джигит-хаджжи и Дж.-б. — это один и тот же святой, могила которого, по крайней мере с XVIII в. (а возможно, и с более раннего, золотоордынского времени), располагалась на территории Селитренного городища. Данное аулйа, видимо, было настолько популярно, что именем похороненного здесь святого — Джигит — сначала называлось находившееся на этом месте зимовище юртовских (астраханских) татар, а позднее и русское поселение Селитренный городок (совр. с. Селитренное).
В дальнейшем могила святого была перенесена верующими (по всей видимости, в несколько этапов) на кладбище у с. Килинчи, где она и находится в настоящее время. Сегодня культ аулйа Дж.-б. активно возрождается.
Лит-ра: Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV–XVIII вв. / Сост. В.Алексеев. Сталинград, 1936, 244; В.Н.Татищев. Записки. Письма. 1717–1750 гг. М., 1990, 284 (сер. Научное наследство); Викторин. Аулья, 85–92.