ДЖИХА̄Д («усилие») — борьба за веру (тожд.: джихад фи сабили-ллах — «борьба на пути Аллаха»). Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммада в мекканский и мединский периоды его жизни: 1) не входить с «многобожниками» в конфронтацию и склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием»; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. В разработанных позднее факихами концепциях джихада термин наполняется новым содержанием: проводится различие между «джихадом сердца» (борьба с собственными дурными наклонностями), «джихадом языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «джихадом руки» («принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности») и «джихад меча» («вооруженная борьба с неверными, падшему в которой уготовано вечное блаженство в раю»); со ссылкой на приписываемые Мухаммаду слова: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому» — духовное самосовершенствование объявляется «великим джихадом», а война с неверными — «малым джихадом». Духовное истолкование джихад получает в суфизме.
Джихад без дальнейших уточнений обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимами у мусульман выступают слова фатх и газават, а у немусульман — «священная война». Определявшийся как «ведение войны с неверными путем нанесения им ударов, изъятия их собственности, разрушения их святилищ, уничтожения их идолов и т. п.». Джихад считался одной из главных обязанностей мусульманской общины. Это оспаривалось, однако, еще в начальный период распространения ислама. Так, Суфйан ас-Саури (715—777-78) утверждал, что джихад — акт, лишь рекомендуемый мусульманам, который становится их обязанностью только тогда, когда они подвергаются нападению. В новое время аналогичной точки зрения придерживались бабиты и ахмадиты (последние отвергали джихад и как рекомендуемый акт). С точки зрения объекта вооруженной борьбы в трудах по фикху различаются шесть типов джихада: 1) против «врагов Аллаха» (то есть тех, кто угрожает существованию уммы, тех, кто преследует мусульман, и язычников); 2) против тех, кто покушается на неприкосновенность границ (то есть против агрессии извне); 3) против вероотступников (таких, как «лжепророк» Мусайлима); 4) против «притеснителя» (ал-баги); 5) против разбойников; 6) против монотеистов-немусульман, отказывающихся платить джизию. Выбор между «мечом» (смертью) и переходом в ислам предлагался только язычникам; что же касается «людей Писания» (ахл ал-китаб), то их ставили перед выбором: или переход в ислам, или джизйа, или война. В странах за пределами Аравии, куда мусульмане вторглись впервые, большинство населения принималось ими за монотеистов, поэтому целью джихада становилось не обращение в ислам тамошних жителей, а подчинение их мусульманскому государству с переходом на положение покровительствуемых — зиммиев (см. ахл аз зимма), обязанных платить джизию. С конца VII в. переход в ислам, освобождавший новообращенных от уплаты джизии, иногда даже не поощрялся, т. к. это наносило ущерб мусульманской казне. Соглашение о переходе в разряд зиммиев не допускалось с вероотступниками — их казнили.
Согласно классической доктрине джихада, в случаях, когда мусульмане не подвергаются нападению извне, от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения, лучшие факихи города, те, кто не получает разрешения на участие в джихаде от родителей, и должники, не получающие такого разрешения от своих кредиторов. По предписаниям этой доктрины, касающимся взаимоотношений воюющих сторон, в стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных (асара). Вместе с тем ханафиты не распространяли это правило на мужчин, неспособных к ратным делам и к продолжению рода (старики, монахи и т. п.). С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Согласно маликитам, имам мог также освободить военнопленного, переведя его на положение зимми. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается. Некоторые из ранних, богословов, например ал-Хасан ал-Басри (642—728), квалифицировали убийство военнопленного как дело запрещенное или достойное порицания. Ал-Ауза‘и (707—774) и исма‘илиты считали запретным уничтожение на территории противника посевов и садов, ханафиты же утверждали: если в ходе военных действий можно уничтожать людей, то тем более позволительно уничтожение растений. Согласно всем мазхабам, подлежит уничтожению то имущество противника, которое нельзя переправить на мусульманскую территорию (единодушия, однако, не было в отношении скота).
Генетически связанная с обычаем набегов, практиковавшимся племенами Аравии в доисламские времена, идея джихада впоследствии санкционировала и освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в новое и новейшее время использовалась в целях антиколониальной борьбы. В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами, а в практическом плане лозунги джихада используются главным образом в борьбе с Израилем. Современная мусульманская литература акцентирует оборонительные аспекты джихада, причем некоторые авторы ратуют за включение основанного на доктрине джихада «мусульманского международного права» в ныне действующее международное право. Джихад в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, как борьба за укрепление национальной независимости, осуществление программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач (борьба за урожай, против эрозии почв, за ликвидацию неграмотности и т. п.). См, дар ал-харб, дар ал-ислам, дар ас-сулх, аман.
Лит-ра: ал-Джихад фи-л-ислам. Каир, J967; А. Маудуди, X. ал-Банна, С. Кутб. Ал-Джихад фи сабили-ллах. Бейрут, 1969; М. Khadduri. War and peace in the law of Islam. Baltimore etc., 1962; M. T. Al-Ghunaimi. The Muslim conception of international law and the western approach. The Hague, 1968; A. Morabia. La notion, de gihad dans l’Islam médiéval: Dès origines à al-Gazali. Lille, 1975; G. Ferguson. War and peace in the world’s religions. L., 1977; M. A. Boisard. L’humanisme de l’Islam. P., 1979; R. Peters. Islam and colonialism: The Doctrine of Jihad in modern history. The Hague etc., 1979; W. Schwartz. Gihad unter Muslimen.— Studien zum Minterheitenproblem in Islam. Wiesbaden, 1980.
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев