ДӢН — религия. Происхождение термина дин и его многоаспектность в рамках широкого понятия «религия» связаны как с существованием в языке жителей предисламской Аравии нескольких значений слова дин («обычай», «воздаяние», «власть подчинение»), так и с влиянием значений близких к нему по звучанию религиозных терминов в языках соседних народов.
В Коране термин дин употребляется свыше 100 раз в разных значениях. Он может обозначать «суд», «воздаяние» (например, в выражении йаум ад-дин — «день Суда», К. 1:4/3), «религию», «веру» отдельного человека (например., К. 39:2) и религию как систему ритуальной практики, являющуюся основой жизни религиозной общины (например, К. 6:161/162; 3:73/66, ср. милла). Термин дин прилагается как к исламу (например, К. 3:19/17), так и к язычеству (К. 109:6), иудаизму или христианству (например, К. 3:73/66). Однако основное кораническое значение термина дин связано с важнейшей для Корана идеей обязательности подчинения Аллаху и его беспредельной власти. С помощью ряда понятий, среди которых дин = «власть-подчинение» (ср. ислам) было одним из основных, в Коране находил свое отражение переход от формального равноправия, характерного для родовых отношений, к отношениям зависимости, характерным для общества классового.
Многоаспектность коранического понятия дин породила множество его толкований в средневековой мусульманской теологии. По сравнению с Кораном эти толкования отражали уже иной уровень религиозного сознания и новые проблемы, вставшие перед обществом. Термин дин воспринимался обычно как совокупность трех составляющих. Набор и понимание их менялись в зависимости от позиции школы или направления, к которому принадлежал автор, привычной для него терминологии и контекста.
Широкое распространение получило определение дин, содержащееся в хадисе, приводимом ал-Бухари, согласно которому ад-дин есть совокупность веры (ал-иман), исполнения религиозных предписаний (ал-ислам) и совершенствования в искренности веры (ал-ихсан). Сохраняя троичность в толковании понятия ад-дин, ханафиты, например, подчеркивали значение веры, аш‘аритские авторы — важность соблюдения религиозных предписаний, ханбалиты, а позднее Ибн Таймийа — значение «подлинной традиции» — Корана и сунны. Ханбалиты иногда отмечали просто, что ад-дин есть ат-таклид («традиция», «предание»). В то же время некоторые из них подчеркивали значение «намерения» (нийа) человека, совершающего тот или иной поступок для оценки его дин. Это сближало ханбалитов с суфийскими авторитетами, выделявшими психологические аспекты веры.
Последние усматривали в ад-дин три последовательные стадии: аш-шари‘а (ал-иман), ат-тарика (ал-ислам), ал-хакика (ал-ихлас), где аш-шари‘а — точное следование заветам Корана и сунны, ат-тарика — аскеза, то есть духовное самосовершенствование и самонаблюдение, ал-хакика — достижение истинного знания о боге или даже соединение с ним.
Понятие ад-дин раскрывалось как уточнением его места в ряду близких понятий, так и через противопоставления. Согласно ‘Али б. Мухаммаду ал-Джурджани (1339—1413), сопоставлявшему понятия ад-дин, ал-милла и ал-мазхаб, ад-дин — это закон, которому следует подчиняться, ал-милла— закон, объединяющий людей, ал-мазхаб — закон, которому стремятся следовать. Причем ад-дин соотносится с Аллахом, ал-милла— с посланником, а ал-мазхаб — с муджтахидом, основателем мазхаба.
В более широком смысле ад-дин как «область духовного» противопоставлялась понятию ад-дунйа— «область материального». Это, однако, не означало утверждения оторванности одного от другого. Диалектика этих понятий, степень их связи и противопоставления, область действия каждого из них составляли и составляют ныне важный элемент религиозной и социальной полемики (см. ал-Кур’ан). Трактовка соотношения этих понятий во многом определяет позицию богослова и представляемого им направления в важнейших социальных вопросах, и прежде всего в вопросе о месте религии в жизни общества. Так, египетский богослов Р. Рида (1865—1935) утверждал, что социальная сфера принадлежит к ад-дин, хотя и исключал из социальной сферы множество ее составляющих. Для «Братьев-мусульман» ал-ислам включает в себя ад-дин и ад-даула («государство», «сфера политики»). Ал-ислам здесь значительно шире понятия ад-дин. Сторонники секуляризации, наоборот, считают ад-дин идентичным понятию ал-ислам.
В именах собственных (например, Салах ад-дин, Фахр ад-дин), а также в богословской литературе слово ад-дин часто употребляется как синоним термина ал-ислам.
Лит-ра: Wensinck. Concordance, 2, 162; ат-Табари. Тафсир, 1, 50—51; Ибн Батта. Ал-Ибана, Index; ал-Джурджани. Ат Та‘рифат, 111; Jeffery. Vocabulary, 131 —133; W С. Smith. The Meaning and End of Religion. N.Y., 1963, 287—289; T. lzutsu. God and Man in the Koran. Tokyo, 1964, 219—229; Bravmann: Background Index; J. J. Haddad. The conception of the term Din in the Quran.—MW. 1974, 64, 114—123; L. Gardet. Din.—EI, NE, 2, 293—296.
Е.А.Резван