Дукчи-ишан хаджви (узб. «Сатира на Дукчи-ишана»)— условное название цикла поэтических произведений, посвященных предводителю Андижанского восстания 1898 г. Дукчи-ишану. Цикл состоит из 20 стихотворений (общим объемом более 1500 строк), написанных на староузбекском (чагатайском) языке разными (не менее 11) поэтами. Многие стихотворения называются как «Сатира на Дукчи-ишана» или «Сатира на халифу из Мингтипа». Цикл построен на критике личности Дукчи-ишана и осуждении его деятельности в качестве суфийского «наставника» в среде простолюдинов Андижана, Маргилана и близлежащих районов (в частности, Оша — в нынешнем Кыргызстане).
Поэты с иронией называли андижанское восстание газаватом. После его подавления население региона было подвергнуто репрессиям — сотни местных жителей были убиты или сосланы в Сибирь. Активную пропаганду против Дукчи-ишана официальные власти вели в Ферганской долине и после его гибели. В резких тонах и уничижительных выражениях поэты, многие из которых творили вдали от столиц, осуждали «суфийскую» деятельность Дукчи-ишана, в частности его претензии на «чудотворство» (каромат), считая его действия шарлатанством и вымогательством, а «чудеса» — «фальшивыми» (сахта).
Традиционно считается, что цикл Д.-и. х. открывается стихотворением Мукими (1850-1903)— одного из лидеров литературной среды Ферганской долины (с центром в Коканде/Куканде) (правда, высказываются сомнения, посвящено ли это стихотворение именно Дукчи-ишану). Надиму Намангани (1844-1910) в цикле Д.-и. х. принадлежат пять стихотворений общим объемом около 450 строк. Самое большое из них (155 строк) было опубликовано в официальной прессе на узбекском языке с подстрочным переводом на русский. Помимо трех анонимных авторов в создании цикла Д.-и. х. участвовали поэты Завки (1853-1921), Раджи Маргилани (1834-1918), Мухаммад ‘Умар Умиди-Хаваи (1835-1906), Таш-хваджа Асири (186-4-1916), маулави Йулдаш (1861-1922), Сидки Хандайлики (1884-1934), хваджа Сабири и Султан Ахмад. Большая часть стихотворений была написана сразу же после восстания, последнее — в 1919 г., т.е. спустя более 20 лет после Андижанского восстания, уже в изменившихся условиях.
Некоторые поэты стремились дискредитировать ритуальную практику Дукчи-ишана: Султан Ахмад, например, утверждал, что Дукчи-ишан вместо скрытого, внутреннего зикра (зикр-и пинхон), который предпочитала основная часть членов братства накшбандийа-муджаддидийа, совершал публичный зикр (зикр-и ошкор) чтобы лишний раз обратить на себя внимание верующих. Антиклерикальный мотив, берущий начало в средневековой литературе мусульманского Востока, когда представителей духовенства критиковали за стремление к личной выгоде, нашел отражение и в цикле Д.-и. х. Действия Мухаммад-‘Али осуждали эгоистический шаг, приведший к массовой гибели людей; суфийскому предводителю не забывали его неграмотность и «низкое» происхождение (кора-суяк — «черная кость»). Его называли «врагом ислама» (Даджжал, Фир‘аун), шиитом (кизилбаш), чужаком родом из Шугнана (или из Кашгара). Маргилани упрекал ишана в том, что тот выдавал себя за махди (скрытый шиитский имам). Намангани утверждал, что деятельность ишана в сущности не соответствует установкам суфизма и ислама в целом. В нескольких стихотворениях слова ишан и халифа использованы в качестве радифа (слова, повторяющегося после рифмы), что придает тексту особый, сатирический смысл.
Многие поэты, участвовавшие в создании Д.-и. х., были родом из Ферганской долины. Для них участие в цикле и осуждение суфийского авторитета Дукчи-ишана стало и поэтическим состязанием; о суфизме они знали не понаслышке, а их творчество формировалось под непосредственным влиянием суфийской поэзии. Намангани и Султан Ахмад принадлежали к семьям ишанов — привилегированных аристократических родов мусульман Средней Азии; Маргилани в течение 40 лет (до 1904 г.) служил казием Маргилана; маулави Йулдаш пользовался большим авторитетом в вопросах религии. В посвящении стихотворения Султана Ахмада, опубликованного на узбекском языке, было сказано, что оно обращено к невежественным ишанам.
Источники, содержащие стихи о Дукчи-ишане: Н. Намангани. Рук. ИВ АН РУз-1, № 4179, 2136-217а, 2226-224, №4182, 826-86а; №9365; Р. Маргилани. Рук. ИВ АН РУз-1, № 5868, 18а-21а; С.Хандайлики. Рук. ИВ АН РУз-1, № 7629/11, 18-196; Н.Намангани. Стихотворение // Туркистон вилоятининг газети. 1898, № 45; С. Ахмад. Стих об Андижанском ишане// Туркистон вилоятининг газети. 1911, № 82; Шейхуль Исламов. Стихотворение (по поводу андижанского восстания)// ТВ. 1898, №89; ф. Н.Остроумова, ф. № 1009, оп. № 1, д. № 143, л. № 16, д. № 109а, л. №26.; Баёзи Хожи Собирий. Таш., [б. г.], 11-15; Мукими. Избранные произведения. Пер. С.Ушакова. Таш., 1959, 4647; Асрлар нидоси. Таш., 1982, 221, 283-284; Тошходжа Асири Худжанди. Избранные произведения. Изд. С.Асадуллаева. М., 1982, 5, 166-167.
Лит-ра: Х.Разззоков. Завки: хаёти ва ижоди. Таш., 1955, 34; Г.Каримов. Узбек демократии шоири Мукими ва унинг даври адабиёти. Филол. фанлари доктори дис. Таш., 1961, 565-581; А.Халилбеков. Нодим Намангоний хаёти ва ижоди. Филол. фанлари канд. дис. Таш., 1967, 197-201; Ф.Ахмеджанова. Творчество прогрессивных поэтов андижанской литературной среды конца XIX в. и начала XX в. (Раджи, Мунтазир, Шавки). Автореф. канд. дис. Таш., 1970, 10-11; Т.Хожибоев. XIX аср узбек шоири Мухаммад Умар Умидий хаёти ва ижоди. Филол. фанлари канд. дис. Таш., 1974, 94-96; З.Раджабов. Поэт-просветитель таджикского народа Асири (Краткий очерк). Душ., 1974, 45-46; А.Мадаминов, М.Кушмоков. Рост йулга етаклади инкилоб // Гулистон. 1980, № 12, 22; Узбек адабиёти тарихи. V том. Таш., 1980, 54, 264; Б.Косимов. Излай-излай топганим. Таш. 1983, 59-65; Г.Каримов. Узбек адабиёти тарихи. Таш., 1987, 110-112; Б.Касимов. Революция и литература. Таш., 1991, 59; А.Мадаминов, А.Турдиалиев. «Баччагар» кимга багишланган? // Узбекистан адабиёти ва санъати. 1992, №3; М.Г.Маргиноний. Дукчи эшон харакатининг бадиий тадкики// Гулистон. 1994, № 5, 57-59; Х.Болтабоев. Ёлланган адабиёт сирлари // Узбекистан адабиёти ва санъати. 1998, №49; А. Эркинов. Андижанское восстание и его предводитель в оценках поэтов эпохи// Вестник Евразии. М., 2003, №1, 111-137; Verzeichnis der orientalischen Handschriften in Deutschland. SBd. 37. Hrsg. von J.Paul. Stuttagart, 2002, 119-121.
А.С.Эркинов