ДУМД — Духовное управление мусульман Дагестана, сильнейший муфтийат постсоветского Северного Кавказа, правопреемник Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК). Располагается в Махачкале, там же, где прежде находилось ДУМСК. Делегаты первого съезда мусульман Северного Кавказа, проходившего в 1989 г. в Махачкале, 15 мая взяли штурмом здание ДУМСК и насильно свергли балкарца Махмуда-хаджжи Геккиева с должности муфтийя, обвинив его во взяточничестве, моральном разложении и сотрудничестве с КГБ. Вскоре ДУМСК распалось, во всех республиках и краях Северного Кавказа были образованы самостоятельные республиканские муфтийаты. В 1989–1990 гг. в Махачкале продолжали избирать исполняющих обязанности муфтийя ДУМСК. ДУМД было учреждено на первом съезде мусульман Дагестана в январе 1990 г. Его первым председателем — муфтийем — 27 января был избран кумык Багауддин (Баха’у-д-дин)-хаджжи Исаев. В 1-й половине 90-х гг. ДУМД не смогло стать единой организацией для всех дагестанцев; начали формироваться отдельные, как правило моноэтнические, объединения верующих на уровне республики.
В феврале 1992 г. группа аварских религиозных активистов сместила с поста муфтийя Багауддина-хаджжи и 2 марта утвердила в этой должности аварца Саййид-Ахмада Дарбишгаджиева. Мусульмане других национальностей не признали нового муфтийя и занялись созданием своих моноэтнических управлений. В том же году в республике возникают: Духовное возрождение лакского народа в г. Буйнакск (председатель Г. Гасанов), Кумыкское духовное управление в г. Махачкала (муфтий Багауддин-хаджжи Исаев) и даргинский казийат в г. Избербаш (председатель А.Алигаджиев, внук накшбандийского шайха Али-хаджжи Акушинского). В 1993 г. на съезде мусульман Южного Дагестана был избран ещё один муфтий — имам мечети г. Дагестанские Огни М.Латиков. В 1999 г. появилось шестое — «территориально-этническое» Духовное управление мусульман Ногайского р-на Республики Дагестан (председатель А.Арсланов).
В начале 1994 г. С.-А.Дарбишгаджиева на посту муфтийя Дагестана сменил более лояльный Мухаммад Дарбишев, которого, в свою очередь, заменил в 1995 г. Али-хаджжи Алиев, а руководящий состав был сформирован так, чтобы в нём были представлены основные национальности республики.
У муфтийя-аварца стало пять заместителей: даргинец Абумуслим-хаджжи Халиков, аварец Кура-Мухаммад-хаджжи Рамазанов, кумык Мухаммад-хаджжи Гамзатов, лакец Гасан-хаджжи Гасаналиев и азербайджанец Шагабитдин (Шихаб ад-дин) Керимов. В новый состав руководства ДУМД наряду с суннитами вошёл и представитель ши‘итов-имамитов (азербайджанцы). Был образован новый Совет ‘алимов, председателем которого стал кумык Арслан-хаджжи Гамзатов. 8 сентября 1994 г. ДУМД было официально зарегистрировано как централизованная общественная организация. Ни один другой дагестанский муфтийат не прошёл государственной регистрации. Вскоре они прекратили своё существование.
Кадровый состав ДУМД быстро менялся — к руководству в нём пришли сторонники одного из авторитетнейших накшбандийских и шазилийских шайхов Са‘ида-афанди (Ацаева) из с. Чиркей, преимущественно группировка из Гумбета. В результате ДУМД с 1995 г. приобретает мощную организационную сплоченность и харизматического лидера. В этих условиях теряющие авторитет у населения органы власти оказались не способны контролировать религиозную жизнь. К этому времени организация хаджжа полностью перешла в ведение ДУМД. 26 августа 1996 г. во главе ДУМД становится 30-летний С.-М.Абубакаров (1959–1998), инициативный религиозный деятель, верный последователь шайха Са‘ида-афанди Чиркейского.
Ваххабиты были объявлены не только извратителями ислама, но и подрывным элементом в стране. Муфтий и его сторонники, выступая в газетах, на митингах и в парламенте, требовали юридического запрета ваххабизма. Большим успехом ДУМД стало принятие парламентом республики 30 декабря 1997 г. новой республиканской версии Закона «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Суть отличий от прежнего закона, принятого в начале 1992 г., состояла во внесённых в него новых положениях, которые придавали ДУМД статус монопольной исламской организации в республике.В отличие от большинства мусульманских духовных лидеров республики, С.-М.Абубакаров родился в интеллигентной махачкалинской семье (его отец — известный врач-психиатр), окончил Дагестанский медицинский институт. С его приходом к руководству ДУМД завязываются внешние связи ДУМД с Азербайджаном и Чечней. В августе 1998 г. при участии ДУМД был образован Координационный центр мусульман Северного Кавказа. В него вошли муфтийаты всех республик и краёв Северного Кавказа. Муфтий считал, что основным способом гармонизации отношений ислама с государством должна стать постепенная интеграция шари’атских норм в систему законов республики. Он требовал упразднить Комитет по делам религии, а ДУМД предоставить государственно-республиканский статус. По его мнению, формула взаимодействия с властью была выражена в словах пророка Мухаммада: наставниками для людей являются правители, а для правителей — мусульманские учёные. Самым важным в политической направленности ДУМД под руководством С.-М.Абубакарова стала непримиримая борьба с религиозными диссидентами — ваххабитами.
В условиях обострения внутриполитической ситуации 21 августа 1998 г. муфтий был убит. Вина за это убийство была возложена на ваххабитов. Смерть главы ДУМД вызвала массовый протест, особенно в районах с аварским населением. Новым главой ДУМД 29 августа 1998 г. был избран близкий соратник погибшего, также последователь Са‘ид-афанди Чиркейского, Ахмад-хаджжи Абдулаев. Положение начало меняться с момента нападения на Дагестан вооруженных отрядов чеченцев и дагестанских ваххабитов в начале августа 1999 г. Вскоре они были наголову разбиты. 16 сентября того же года Народное собрание Дагестана на внеочередной, 4-й сессии приняло Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Он подтвердил монополию ДУМД как единственной республиканской централизованной исламской организации. Закон 1999 г. жёстко привязывает к ДУМД все первичные территориальные общины мусульман и вводит на местах промежуточные звенья между ними — экспертные советы из представителей местного самоуправления и местных религиозных деятелей ДУМД.
В республике начался процесс упорядочения системы религиозной жизни мусульман. ДУМД заняло в этой системе определяющее положение. Быстро вырос его центральный аппарат: если в 1994 г. численность аппарата составляла всего 8–10 человек, то теперь количество работников ДУМД превышает 70 человек. Отчётливо просматривается бюрократизация деятельности ДУМД. Центральный аппарат ДУМД — головная республиканская исламская организация, санкционирующая правомочность любой религиозной общины мусульман на территории Дагестана.
Согласно Уставу, принятому в 1999 г., это коллегиальная организация. Её высший орган — Совет имамов ДУМД, выборы в который должны проводиться каждые 10 лет. При муфтийате также действует Совет мусульманских учёных (‘алимов). Наряду с муридами Са‘ида-афанди Чиркейского в муфтийате по-прежнему сильно влияние родственников покойного муфтийя С.-М.Абубакарова. Идеологом ДУМД считается его отец Мухаммад Гаджиев, редактор газеты Нур-ул-Ислам, одновременно — заместитель ректора Дагестанского исламского университета им. Шайха Мухаммад-‘Арифа, который возглавляет сам муфтий, у него — 8 заместителей. В составе ДУМД имеются отделы: международный, образования, просвещения, научных исследований и методических разработок, науки, канонический отдел, исламского призыва (да‘ва), мирового посредничества (маслахат), хаджжа, компьютерный и хозяйственный. Под управлением ДУМД находится Культурно-просветительский центр «Дагестан» в Санкт-Петербурге. При ДУМД имеется также Совет новообращённых мусульман (председатель М.-А./Дмитрий Тверитинов).
В сельских районах и городах ДУМД подчиняются советы имамов (мухтасибаты). Каждая община верующих должна официально зарегистрироваться в Министерстве юстиции Дагестана. Для этого ей необходимо принять устав по типовому образцу, установленному юридическими органами и согласованному с ДУМД. Во многих районах, городах и сёлах функционируют экспертные советы, в которых задействованы активисты ДУМД и работники органов местного самоуправления. Большинство из 6 исламских вузов и значительное число из 16 мадрас и 180 мактабов республики контролируются ДУМД. Эта организация занимается также распределением выпускников исламских учебных заведений на должности имамов мечетей, издаёт учебники и другие пособия для образования и руководства в ритуальной практике.
Несмотря на все усилия постсоветского государства и признанной им мусульманской элиты, в Дагестане не удалось воссоздать ничего подобного общерегиональной структуре ДУМСК. Большинство мусульманских общин не признали власти муфтийата. В масштабах республики ему подчиняется до 30–40% мусульманских организаций (мечетных общин), общее число которых на 1 июня 2016 г. составляло 2479. За последние полтора десятилетия влияние муфтийата в республике существенно выросло. Отсутствие широкой поддержки среди простых мусульман объясняет тот факт, почему так много выпускников исламских вузов, контролируемых муфтийатом, не могут найти себе работу по специальности в общинах (джама‘ат) Дагестана. Положение усугубляется острым соперничеством, расколовшим вышедшие из подполья суфийские общины (вирды). В Дагестане действуют около 10 суфийских шайхов. Кроме того, есть общины, группирующиеся вокруг святых мест (мазаров) суфийских наставников XIX–XX вв. Большинство из них не признаются последователями Са‘ида-афанди Чиркейского, к числу муридов которого относятся почти все работники ДУМД.
С последней трети 90-х гг. ХХ в. ДУМД активно действует в медийной сфере. Муфтийат издаёт журнал Ислам, газеты Нур-ул-ислам и ас-Салам. Последняя выходит на 8 языках народов Дагестана и широко распространяется по Северному Кавказу. В последнее время деятельность распространителей этой газеты в других республиках региона вызвало резкие протесты со стороны республиканских муфтийатов, опасающихся, что ДУМД как один из сильнейших муфтийатов региона может претендовать на роль, которую в послевоенное советское время здесь играл ДУМСК. Результатом этих разногласий 18 марта 2017 г. стал выход ДУМД из Координационного центра мусульман Северного Кавказа. У муфтийата есть свой сайт http://muftiyatrd.ru/. Он также руководит работой сайтов www.
islam.ru и www.islamdag.ru. Работу этих сайтов, упомянутых выше журнала и газет, а также телеканала ННТ курирует Медиа-Холдинг ДУМД, включающий в себя все виды журналистской деятельности: телевидение, печатные СМИ и радио. Руководит им А.З.Гамзатова.
Если идея иерархической структуры управления религиозной жизнью мусульман Дагестана встречает пассивное сопротивление со стороны большинства местных общин и её строительство снизу идет крайне медленно, то сверху, со стороны органов республиканской власти, ДУМД получает всестороннюю помощь и поддержку. Участком, где соприкасались функции власти и ДУМД, служил Комитет по делам религии при правительстве Республики Дагестан. Согласно Закону РД «О свободе совести» (1997 г.), этот специальный государственный орган был наделён координационными, организационными, консультативными и информационными функциями. Руководители ДУМД, начиная с 1996 г., неизменно требовали ликвидации этого государственного органа. Вместе с тем взаимодействие Комитета по делам религии с ДУМД, как это ни парадоксально, все эти годы было довольно согласованным и продуктивным. В 2006 г. Комитет по делам религии был упразднен, а его чиновники перешли на правах отдела в Министерство по делам национальности, информации и внешних связей.
ДУМД активно сотрудничает с республиканской властью, апеллирует к ней, опирается на её материальную помощь в деле укрепления своего контроля над религиозной жизнью в республике. Более того, отчётливо проявляется стремление его лидеров быть частью структуры государственного управления и контроля, ведающей вопросами просвещения молодежи, борьбы с алкоголизмом, наркоманией и преступностью, а также заниматься вопросами социального и экономического порядка в местных органах самоуправления и т.д. В то же время религиозные лидеры ДУМД в своих публичных выступлениях дистанцируются от структур республиканской власти, становятся рупором критики власти. Они разоблачают коррупцию, бездуховность, неспособность государственных чиновников решать насущные общественные проблемы. Средством разрешения социальных проблем они считают введение шари’атских норм в качестве государственно-правовых установлений.
Муфтийи ДУМД: Мухаммад-Мухтар Бабатов (15.05—10.07.1989, и.о. муфтийя ДУМСК); Абдуллах Алигаджиев (11.07— 10.1989, и.о. муфтийя ДУМСК); Ахмед Магомедов (10.1989—27.01.1990, и.о. муфтийя ДУМСК); Багауддин-хаджжи Исаев (27.01.1990—02.03.1992); Саййид-Ахмад-хаджжи Дарбишгаджиев (02.03.1992— 12.1993); Мухаммад-хаджжи Дарбишев (01.1994–1995); Али-хаджжи—афанди Алиев (1995–01.07.1996); Саййид-Мухаммад Абубакаров (01.07—26.08.1996, и.о. муфтийя; 26.08.1996—21.08.1998, муфтий); Ахмад-хаджжи Абдулаев (21–28.08.1998, и.о. муфтийя, с 29.08.1998 по настоящее время муфтий).
Лит-ра: Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999, 21, 30–31, 87, 89, 99–100, 110–112; А.Р.Шихсаидов. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4, 108–118; Д.В.Макаров. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000; А.В.Малашенко. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001; Религии и религиозные организации в Дагестане. Справочник / Под ред. К.М.Ханбабаева, М.М.Омарова, И.Р.Шихзадаева. Махачкала, 2001, 94–117; В.О.Бобровников. Дагестан // ИТБРИ, т. I, 122–125; V.Bobrovnikov. The Islamic revival and the national question in post-Soviet Daghestan // Religion, State & Society. 1996. Vol. 24. No. 2/3, 235–237.
В.О.Бобровников