Евроислам — понятие, отражающее одно из направлений интеллектуальных поисков татарской и европейской интеллигенции по определению места ислама в современном обществе и выявлению принципов его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации. Термин Е. впервые использован в публикациях Р.С.Хакимова и проф. политологии Гёттингенского университета (ФРГ) Бассама Тиби (Bassam Tibi) в середине 1990-х гг. Но по подходам и смысловому значению российская и европейская версии Е. отличаются. По мнению западноевропейских учёных, Е. представляет светский ислам, который вполне может уживаться с демократическим государственным устройством и укладом жизни современных стран Запада. В качестве примера Б.Тиби приводит светский вариант ислама, развившийся в Боснии до войны на Балканах в 1990-е гг. В отечественных публикациях понятие Е. в основном используется как синоним «неоджадидизма», как форма выявления новых интеллектуальных и потенциальных возможностей ислама, как попытка выработать оптимальные модели адаптации его в условиях индустриального общества. Е. рассматривают также как своеобразную внешнюю идеологическую оболочку, охраняющую мусульманское сообщество от разрушительного внешнего воздействия, что предполагает неизменность базовых принципов ислама. Е. нацелен на раскрытие тех тенденций, которые являются принципиально важными для сохранения исламом своего места в системе ценностей современного общества: иджтихад, рассмотрение ислама как культуры, соединяющей религиозное и светское, приобретение знаний как главнейшая обязанность мусульманина, равенство мужчины и женщины, толерантность. Возрождение ислама на постсоветском пространстве происходит в условиях индустриального или индустриально-ориентированного общества, где людей объединяют не столько традиционные личные взаимоотношения и привязанности в рамках своей религиозной общины, сколько превращённые в идеологию цели и символы. Ислам сегодня перестал быть только формой семейного и общинного самосознания и стал важнейшим элементом этнического самосознания и идеологического осмысления современной действительности. В современном обществе это понятие довольно часто подвергается критике, в основе которой лежит озабоченность тем, что Е. направлен на реформирование ислама изнутри и создаёт почву для размывания его канонической основы.
Лит-ра: R.Khakimov. Prospects of Federalism in Russia: A View from Tatarstan // Security Dialogue. 1996, vol. 27(1); Euro-Islam or Islamic Europe. Berkeley, 2002; В.Tibi. Islamische Zuwanderung. Die gescheiterte Integration. München, 2002; idem. The Challenge of Fundamentalism. Political Islam and the New World Disorder. Berkeley, 2002; Р.С.Хаким. Где наша Мекка? (Манифест евроислама). Казань, 2003; он же. Ислам в Поволжье // Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. Казань, 2003.
Р.М.Мухаметшин