З̣УЛМ («беззаконие») — злонамеренное нарушение установленных норм отношений между людьми: притеснение, принуждение, обида, унижение, насилие, захват имущества и т. п. В Коране зулм сурово порицается как преступление, подлежащее наказанию. Обычно понятием зулм определяются злоупотребления правителей по отношению к подданным, собственников — к арендаторам, хозяев—к работникам, слугам и рабам, старших родственников — к младшим, чиновников — к народу, а также незаконные решения судей и правителей. Зулм как правонарушение одинаково осуждается всеми мазхабами, однако отношение к нему и к способам сопротивления ему различно. Большинство законоведов считают, что справедливости следует добиваться только мирным путем, ибо, во-первых, кажущийся зулм может оказаться ошибкой как обидчика, так и обиженных, во-вторых, пострадавший от зулма сохраняет моральную правоту, которая сама по себе ценна; в третьих, неподчинение и мятеж могут привести к таким тяжелым последствиям, которые превысят вред от зулма, а к восстановлению справедливости не приведут. Но если мятеж возник, то правитель, прежде чем усмирять мятежников, должен выяснить, не был ли причиной мятежа зулм. Если это так, то наказан должен быть притеснитель, спровоцировавший мятеж. Мятежники же, если они успокоились и сложили оружие, должны быть амнистированы. Мнение, что предпочтительнее терпеть зулм, чем бороться с ним, а тем более посягать на сложившийся общественный порядок, полностью удовлетворяло и поныне удовлетворяет исламским представлениям и является одним из главных этических принципов ислама.
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 128—164: Hughes. Dictionary, 717.
А.Г.Большаков