З̱ИКР (мн. ч. аз̱ка̄р; «упоминание», «память») — поминание как прославление имени бога. зикр означает: а) поминание имени бога; б) призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывных рецитаций молитвы; в) ритуал и технику отправления поминания. Слово часто встречается в Коране, но суфии придавали особое значение трем предписаниям (К. 18:24/23, 33:41 и 13:28). Ранние авторитеты (Сахл ат-Тустари, ал-Халладж и ал-Калабази) особо выделяли зикр, считая его столпом, на котором зиждется весь мистический Путь, поскольку регулярное отправление зикра приводило «путника» в состояние приближения к богу и погруженности (истиграк) в него. На этом этапе суфизма зикр — особый способ поминания имени (имен) бога, сопутствующий метод психологического воздействия на «ищущего» (мурид) с целью подготовки его к постижению божественной сущности. С появлением и развитием суфийских братств (тарика) (конец XII—XIV в.) зикр превращается в сложный обряд, ритуал которого тщательно разрабатывался в соответствующих наставлениях. Для отправления зикра было необходимо овладеть особыми ритмизованными движениями, знать регламентированную позу (джалса), уметь осуществлять предписанный контроль за дыханием (хабс ан-нафс, хабс-и дам) на выдохе — вдохе с целью концентрации сознания и координирование движений тела с мысленным повторением или произнесением вслух формулы зикра, которую следовало произносить направленной в особые части тела в сочетании с задержкой дыхания. Наряду с организационной структурой зикр стал главным отличительным признаком братства.
Зикр отправлялся либо громким голосом (джали, джахр, ‘аланийа), либо тихим (хафи). Сторонники обеих практик опирались на Коран (17:110). В братствах параллельно существовали две традиции зикра: а) индивидуальный или личный зикр, отправляемый уединенно в келье, с покрытой головой, громким голосом, шепотом или мысленно про себя, и б) коллективный зикр, отправляемый громко вслух на совместном собрании общины (обычно в ночь на пятницу) или во время радений (сама‘; хадра— «присутствие», имеется в виду Пророк). Цель обоих зикров одна —вызвать у суфия состояние экстатического транса (ваджд, факд ал-ихсас). Отсюда в некоторых братствах появилась практика использования таких стимуляторов, как кофе, алкоголь, наркотики. Чтобы не сбиться со счета регламентированного числа поминаний в формуле зикра (обычно семь имен), пользовались четками (тасбих, субха, мисбаха). Для быстрейшего вхождения в транс был разработан целый ряд технических приемов: голос, музыка, танец, смена ритма и частоты дыхания, положения тела — все служило единой цели — концентрации всего существа на нескончаемом повторении имени бога. Исключительное значение придавалось ритуалу приобщения к таинству зикра — талкин аз-зикр, во время которого шайх — глава обители разъяснял строго конфиденциально новому члену братства формулу и методику отправления зикра, как личного, так и коллективного, принятого в братстве.
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’, 1, 262—269, 3, 16 — 17; Хуласа, 319 — 330; Рисала-и ахвал-и саликин. Рук. ЛО ИВАН, В 2474, 4б—20б; Джалалабади. Тарик, 89—90, 196—199, 346—382; Петрушевский. Ислам, 320, 324—325; Massignon. Essai, 60, 105, 194, 284; Trimingham. Orders, Index: Anawati, Gardet. Mystique, 187 — 256; Hodgson. Venture, 2, 210—214; Schimmel. Dimensions, 167—178, Add. 1: L. Gardet. Dhikr.— EI, NE, 2, 223—227.
О.Ф.Акимушкин