З̱Ӯ-н-НӮН ал-МИС̣РӢ, Абӯ-л-Файд̣ С̱аубан б. Ибра̄хӣм (ок. 796—860-61) — наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца-маула. Его учителем был некий Са‘дун из Каира. Большую часть жизни Зу-н-Нун провел в Каире, много проповедовал, странствовал, побывал в Мекке, Дамаске, Антиохии. Известный в Египте маликитский факих и историк ‘Абд ал-Хакам осудил Зу-н-Нуна за проповедь суфизма, рассматривая мистические учения как «предосудительное новшество» (бид‘а). Будучи противником му‘тазилитского догмата о сотворенности Корана, Зу-н-Нун подвергся гонениям со стороны властей. Незадолго до кончины он был доставлен в резиденцию халифа ал-Мутаваккила в Самарре. Халиф был покорен красноречием и благочестием своего пленника, и Зу-н-Нуна освободили. Некоторое время он провел в Багдаде, где общался с местными суфиями и приобрел много учеников. Вскоре по возвращении в Египет он скончался и был похоронен в Гизе, где его могила существует и поныне.
Зу-н-Нуну приписывают около полутора десятков сочинений. До нас дошли его сентенции, проповеди (ад‘ийа) и стихотворные отрывки. Они носят нравоучительный и теософско-экстатический характер, в них восхваляются преимущества «святых» (аулийа’), избравших аскетический образ жизни и суфийские идеалы ради высшей цели сближения с божеством. Путь к нему лежит через «гносис» (ма‘рифа), достигаемый отходом от мирских дел, самосовершенствованием, подавлением естества и т. д. Суфийская традиция считает Зу-н-Нуна основателем учения о «стоянках и состояниях» (макамат ва ахвал) мистического пути. Он неустанно подчеркивал трансцендентность божества, отвергал антропоморфические представления о нем. В поэтических строках Зу-н-Нуна воспета любовь к богу (махабба), описаны страдания, на которые обречен «влюбленный» мистик.
В сочинениях поздних суфиев, особенно ас Сухраварди, Зу-н-Нун изображается как носитель «вечной мудрости», перешедшей к нему от греков-«пифагорейцев». Духовным наследником Зу-н-Нуна признают Сахла ат-Тустари. Наряду с ал-Джунайдом, ал-Мухасиби и ат-Тустари Зу-н-Нун считается крупнейшим суфийским авторитетом: на него ссылались авторы большинства известных суфийских трактатов. Идеи Зу-н-Нуна были подхвачены и развиты последующими поколениями мусульманских мистиков. В суфийских биографических сводах (ал-Худжвири, Джами, ‘Аттар) личность Зу-н-Нуна, аскета, чудотворца и алхимика, предстает порой в легендарном виде.
Большинство мусульманских авторов считали Зу-н-Нуна «ненадежным» передатчиком хадисов.
Лит-ра: ас-Сулами. Табакат, 23—32; Абу Ну‘айм. Хилйат, 9, 331—395; ал-Багдади. Та’рих Багдад, 8, 393-397; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 10—11; al-Hujwiri. Kashf, Index; ‘Аттар. Тазкира, 1, 114—134; Bowering. Mystical Vision, 50—58; GAS. 1, 643—644; M. Smith. Dhu’I-Nun al-Misri.—EI, NE, 2, 242.
А.Д.Кныш