ЗАВА̄ДЖ («бракосочетание»; синонимы джаваз, никах, ‘урс) — равноправный брак. Порядок завадж в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса и разработан в подробностях в первые века ислама. Брак в исламе считается богоугодным делом и как таковой «дозволен каждому, даже неполноправному и недееспособному, за которых это решают хозяева, опекуны и посредники. Возможен брак мусульманина с христианкой или иудейкой, но мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
Ограничений для брака очень мало, однако рекомендуется, чтобы брачащиеся соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. При первом браке согласия невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна, а вдова или разведенная дает согласие сама через доверенного. Кровное родство между брачащимися не должно быть ближе третьей степени по боковым линиям. Браки с родственниками по прямым линиям запрещены вообще. Молочное родство не должно быть ближе второй степени.
Свойство приравнивается к родству, пока оно сохраняется. Запрещен брак со своим рабом или рабыней, хотя сожительство господина с рабыней допускается. С чужими рабами брак разрешен, так же как и брак между рабами, но только с разрешения хозяев.
Первый этап завадж — сговор, сватовство (хитба), когда жених сам или через доверенного делает предложение отцу, опекуну или доверенному невесты. Тогда же договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр), и других условиях, которые входят в брачный договор (сига). Второй и третий этапы — передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (‘урс, валима). Они могут меняться местами, так как если невеста еще ребенок, то ее передача откладывается до достижения ею 13 — 15 лет. Во время валимы оглашается сига и выплачивается махр или его часть (садак). На всех этих этапах завадж может быть приостановлен без каких-либо последствий, кроме прямых издержек и компенсации невесте (мут‘а). Последний этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого завадж считается свершившимся. Обязательными условиями завадж считаются уплата махра, содержание жены и обращение с ней соответственно общественному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей. Жен, состоящих в равноправном браке, то есть таких, которым выплачивается махр, может быть не более четырех. Поэтому мужчина, уже имеющий четырех жен и намеревающийся вступить в еще один брак, должен развестись с одной из прежних. Женщина в браке полностью сохраняет дееспособность, муж не имеет никаких прав на ее имущество и может вести ее дела только как доверенный.
Обрядность завадж зависит от достатка и общественного положения семей брачащихся и от местных обычаев. В настоящее время в большинстве мусульманских стран брак должен регистрироваться брачным нотариусом (ма’зуном). Во многих странах ислама принимаются меры к ограничению полигамных браков, вплоть до полного их запрещения, хотя общий процент таких браков никогда не был высок.
аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ас-сагир, 32—38; Садр аш шари‘а. Мухтасар, 60—69; Linant de Bellefondes. Traité, 2: Stem. Marriage, 75—92; Abu Zahra. Family Law. 132—149; J. Schacht. Nikah.—EI, 3, 912—914; W. Heffening. ‘Urs.— Там же, 4, 1124 — 1133.
А.С. Боголюбов