Зайн ад-дин Бабá — некрополь, архитектурный ансамбль в Шайхантаурском р-не Ташкента, на некрополе Кукча.
Шайх Зайн ад-дин Бабá родился в Багдаде, его отец Шихаб ад-дин Абу Хафс ‘Умар ас-Сухраварди (1145–1234) — основатель суфийского братства сухравардийа, суннитский проповедник (шафи‘итского мазхаба), суфийский наставник, дипломат при халифе ан-Насире (1180–1225). В 1215 г. Шихаб ад-дин ас-Сухраварди послал своего сына Зайн ад-дина в Шаш, где находилась знаменитая святыня шафи‘итов — мазар Абу Бакра ал-Каффала аш-Шаши (904–976). Зайн ад-дин обосновался в селении за западной стеной, окружавшей Ташкент, неподалеку от ворот Кукча. До XIX в. оно оставалось за городом и называлось Ку-йи ‘Арифан, при расширении городской территории селение переименовали в махалла Шайх Зайн ад-дина Бабá.
Одним из учеников (мурид) шайха З. Б., а позднее «заместителем» (халифá) был самаркандец шайх Нур ад-дин Басир (ум. в 646/1248-49 г.), получивший после обучения высшую степень «совершенства», которой удостаивались немногие мистики.
Чилла—хана — наиболее древнее из зданий ансамбля — служила жилищем шайха З. Б. Возведена из жжёного кирпича в два этажа, состоит из двух восьмигранных помещений (диаметр ок. 8 м по внешнему контуру): верхнее, перекрытое куполом, отведено мечети с нишей михраба, в нижнее ведут лестница и коридор. До наших дней чилла-хана — основной объект поклонения верующих на этом некрополе. С востока к ней примыкает мавзолей-ханака З. Б., также из жжёного кирпича. Это прямоугольное в плане здание (16×18 м, высота до зенита купола 20,7 м), с порталами в каждом из фасадов. Главный, юго-восточный выделен наиболее высоким порталом (14,5 м), фланкирован на углах башенками (гулдаста). Здесь расположен главный вход в большой квадратный зал с глубокими сводчатыми нишами на осях, перекрытый двойным куполом. Внутренний, пологий, опирается на арочные паруса, внешний купол покоится на высоком цилиндрическом барабане. В углах зала расположены различные по плану худжры для паломников: круглая, квадратная, восьмигранная и прямоугольная. Панджара (панҷара) из ганча разнообразных геометрических построений оформляют большие и малые оконные проёмы второстепенных фасадов.
Как установлено историко-археологическими исследованиями, мавзолей-ханаку часто перестраивали и ремонтировали. В его основании обнаружены остатки здания из жжёного кирпича от древнего мавзолея З. Б. Позже, вероятно в одно из своих пребываний в Ташкенте, его перестроил Амир Тимур, в XVI в. здание было вновь перестроено одним из ташкентских Шайбанидов, декорировано расписной майоликой. До наших дней сохранилась нарядная входная дверь мечети-ханаки. На верхних филёнках полотнищ почерком наста‘лик вырезаны посвятительные стихи с хронограммой установки двери и, вероятно, ремонта здания — 1211/1796-97 г.
Главный фасад мавзолея-ханаки Зайн ад-дин Бабá. Ташкент, 1939 г. Автор неизвестен. Архив ГлавНПУ РУз.
Юго-западный фасад мавзолея-ханаки и чилла—ханы Шайх Зайн ад-дин Бабá. Ташкент, 1950 г. Архив ГлавНПУ РУз.
В начале XX в., во время капитального ремонта был использован прямоугольный кирпич европейского стандарта. На поверхности стен пилонов портала в картушах сохранилась посвятительная рельефная стихотворная надпись из ганча, выполненная на узбекском языке почерком наста‘лик. Автор стихов — знаменитый поэт Саййид Ахмад Васли (1869–1925), хронограмма ремонта содержится в последних строках:
«…Мудрец о (дате) строительства по вдохновенью
Сказал Васли (хронограмму): Это второй ремонт 1339 года (1920-21 г.)».
Рядом с мавзолеем-ханакой находились поминальная мечеть в виде айвана с расписным потолком и надписью, повествующей, что здание было перестроено в 1286/1869-70 г. на средства Тилла-хваджи (не сохранилось).
До 70-х гг. ХХ в. у входа на кладбище перед аллеей, ведущей к святыне, находилась монументальная дарваза—хана с порталом, фланкированным на углах колоннами (гулдаста). Во дворе располагались мечеть, тахарат—хана и подсобные помещения.
В 90-х гг. ХХ — начале XXI в. здания ансамбля были капитально отреставрированы. В это же время на месте старого входного комплекса был отстроен новый ансамбль Джум‘а-мечети «Шайх Зайн ад-дин» из современных материалов с применением современных же технологий. Архитектура зданий схожа с аналогичными памятниками Макки/Мекки, Саудовской Аравии и Турции. Вокруг обширного двора с юга расположен входной комплекс, с запада к нему примыкает минарет (высота 54 м) на высоком квадратном цоколе, с гранёным стволом и двумя балконами, рядом — мечеть (общая высота 27 м), в северной части двора находится конференц-зал, с востока ансамбль замыкают служебные помещения и тахарат—хана. Мечеть состоит из главного молитвенного зала и двух малых в два этажа по его сторонам. Ещё один молитвенный зал расположен в цокольной части здания. Центральный зал перекрыт огромным одинарным куполом на высоком барабане, прорезанном 16 оконными проёмами. На его поверхности и на подкупольном пространстве по периметру в шесть рядов расположены надписи, выполненные различными почерками в технике резного ганча. Многочисленные надписи расположены вокруг михраба и вписаны в панно на стенах. В оформлении зданий помимо резного ганча использованы позолота, майолика в декорации порталов и тимпанов, мрамор, кованые створки ворот, люстры и светильники, резные деревянные двери и т.д.
Лит-ра: Абу-Тахир-Ходжа. Самария, пер. Вяткина, 181, 251, примеч. 76; Н.Г.Маллицкий. Ташкентские махалля и мауза // В.В.Бартольду: Туркестанские друзья и почитатели / Под ред. А.Э.Шмидта и Е.К.Бетгера. Таш., 1927, 117; В.А.Левина-Булатова. К истории мавзолея Зайн ад-дина // Архитектурное наследие Узбекистана. Таш., 1960, 75–84; В.А.Булатова, Л.Ю.Маньковская. Памятники зодчества Ташкента. Таш., 1983, 117–118; О.Ф.Акимушкин. ас-Сухравардийа // ИЭС, 215–216; А.Д.Кныш. Мусульманский мистицизм. М.–СПб., 2004, 224; АЭУз, 210–254.
Е.Г.Некрасова