Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого зарождения этой практики выделилось несколько основных видов З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов. Со временем количество видов и вариантов З. дж. возрастало даже в пределах одного региона. Варианты основывались на разных формулах, способе и манере их произнесения. Иногда в одном сеансе объединялось несколько видов З. дж. Ритуал проводился обычно в четверг или в ночь с пятницы на субботу в ханаках (называемых ещё зикр-хана, джахр-хана). Судя по описаниям местных авторов и первых русских этнографов, один из наиболее распространённых видов этого ритуала выглядит так. Шайх — глава конкретного сообщества (джама‘ат) суфийев — садится у михраба и декламирует отрывки из «Маснави-йи ма‘нави» Руми или другие мистические стихи, фрагменты из житийной литературы. Остальные участники (закиры) рассаживаются в круг, в центре которого сидит хафиз, или сар(-и) халка; обычно это декламатор с хорошо поставленным голосом. Шайх старается добиться особого экстатического состояния (ваджд) своих подопечных примерами из эпических сказаний и мудрыми изречениями. Затем cap-и халка начинает читать нараспев фрагменты вирдов с прославлениями Аллаха (хамд) и Пророка (на’ат). Иногда тексты представляют собой фрагменты хикматов Ахмада Йасави. Сидящие в кругу закиры раскачиваются в такт и постепенно начинают вскрикивать, что свидетельствует об их духовных муках (истираб). Участники невольно (либо по указанию шайха) встают и начинают исполнять особый ритуальный танец (ракс). Затем шайх задаёт определённый ритм вскрикам. Чаще всего это по-разному, но ритмично произносимое имя-заменитель Аллаха — Хува (Он). Сама формула в процессе многократного повторения уже искажается и произносится просто как «Ху!». На первых этапах это слово произносится с гортанным резким выдохом. Издаваемый звук напоминает короткое блеяние барана, поэтому этот вид З. дж. называется зикр-и кўй. Затем, после короткого перерыва, исполняется другой вид зикра с той же формулой, но произносимой с закрытым ртом, как бы внутрь горла с выдохом в нос. Звук напоминает резкое короткое мычание бычка, отчего этот вид З. дж. получил название зикр-и тана. На следующем, последнем этапе та же формула (или другие) произносится с резкими и полными вдохом и выдохом. Звук и ритм напоминают звук пилы, этот вид так и называется — зикр пилы (араб. зикр миншар, перс.-тюрк. зикр-и арра). Другие названия — зикр-и арра-йи марратан (многократно повторяемый зикр пилы), зикр-и Хива (по чаще всего используемой формуле «Ха-Ху!» — сокращённая форма от «Хайй-Хува!»). Этот зикр считается наиболее распространённым видом З. дж. в Средней Азии, особенно в братстве йасавийа. Считалось, что его предпочёл хваджа Ахмад Йасави, который будто бы научился исполнять его у пророка Хидра (ал-Хидр, перс. Хизр) и у святого праведника Закарийа. Эта же традиция утверждает, что к З. дж. (и особенно к зикр-и арра) прибегал сам Пророк на горе Хира’ по настоянию пророка ал-Хидра. Сторонники этого зикра полагают, что он способствует наилучшему очищению сердца «от ржавчины неведения», сбрасывает с него завесу (хиджаб) и удаляет из души искушения. Считается, что З. дж. способствует также: начинающим — приспособиться, затрудняющимся — приобрести искреннее исповедание единобожия (ихлас), преодолеть плотские привязанности, любящим Аллаха — постичь вкус божественного (заук) и богоявление (эманацию — таджалли) и т.д. В конце сеанса обычно читается первая сура Корана (ал-Фатиха).
По ритмам исполнения и формулам различаются и другие виды З. дж. Например, практиковались (и практикуются до сих пор) так называемые ударные (араб. дарбийа, перс.-тюрк. зарбийа) виды зикра, которые основаны на двух-, трёх-, четырёхчастных и т.д. «ударах» на первом слоге формул зикра (например, Ох-Аллах! Ох-Аллах-Ху! Ох-Аллах-Хува-Хайй! и др.). Поэтому их называют ду-зарб, се-зарб, чахар-зарб (чор-зарб) и т.д. Существует зикр-и кабутар (зикр горлицы), исполнение которого напоминает воркование горлицы. Многие именитые шайхи сами инициировали какой-нибудь вид зикра, «подсказанный» им опять-таки пророком Хизром. Так, до сих пор сохранился особый, «пастуший» вид З. дж. — зикр-и Занги (по имени Занги-ата) с ритуальным танцем (ракс) вприпрыжку. По преданию, этот шайх гнал стадо баранов с горы, положив посох на плечи и закинув на него руки, и стал невольно исполнять З. дж., а формула и движения приобрели определённый ритм.
Многие позднесредневековые авторы (например, шайх Худайдад) полагали, что З. дж. способствует излечению больных, так как во время его исполнения обязательно присутствует пророк Хизр, который способен изгнать зловредных джиннов. Поэтому в конце сеансов З. дж. многие шайхи прибегали к лечебному сеансу рукйа.
В Средней Азии З. дж. практиковали братства йасавийа, кубравийа, ‘ишкийа и некоторые шайхи хваджаган-накшбандийи (Махмуд Анджир Фагнави, саййид амир Кулал, Махдум-и А‘зам), а также накшбандийи-муджаддидийи.
Сторонники З. дж. выработали несколько способов его оправдания (с точки зрения шари‘ата). При грамматическом разборе термина обычно утверждается, что собственно слово зикр следует понимать только как З. дж., но не как «тихий» зикр (зикр-и хафи); последнее значение этот термин будто бы обретает только в том случае, когда буква зал отмечена даммой (форма зукр!). Встречаются особые толкования отдельных айатов Корана (чаще всего 17:110; 62:1, 9, 10), которые рассматриваются как прямое указание на З. дж. Ещё чаще авторы, оправдывающие З. дж., используют методы ал-фикха — сравнение по аналогии (ал-кийас) с такими нормативными ритуалами, как азан, кира’ат, такбир, либо выбор предпочтительного решения (истихсан). З. дж. и сопровождающие его ритуалы (ракс, сама‘) всегда были и остаются предметом критики как со стороны некоторых ‘улама’ и приверженцев «тихого» зикра, так и со стороны оппонентов внутри братств, практикующих такой вид зикра (например, среди шайхов накшбандийи; более того, дискуссии иногда приобретали политическую окраску, как это случилось в Бухарском ханстве в последней четверти XVIII в. при шахе Мураде Ма‘суме). Осуждался обычай (принятый прежде всего в братстве йасавийа) участия женщин в З. дж., ещё более — принятый у некоторых суфийских групп обычай употреблять естественные растительные транквилизаторы: тирйак, добываемый из семян и сока мака, и бангдан, изготовляемый из семян льна. Наибольшее распространение эта практика получила в позднее средневековье, тогда и появилось особое прозвище закир-банги (участник З. дж., употребляющий бангдан).
Выделяется группа суфийских авторов, которые, лично практикуя З. дж. (или в принципе не возражая против него), выступали против превращения его в коллективное действие при участии непосвящённых: это, по их мнению, профанация ритуала и превращение его в средство сбора подношений. Особенно резкое неприятие вызывали те виды З. дж., которые проводились публично (зикр-и ‘аланийа) на базарных площадях, в загородных мечетях и т.д.; в них могли участвовать простолюдины, желающие приобщиться к этому зажигательному ритуалу, во многом заимствованному из их же культурной традиции. Так, из наблюдений русских путешественников известно, что подобные публичные виды З. дж. проводились в XIX в. на площади Регистан и на мазаре Шах-и зинда (Самарканд). По крайней мере среди практиковавших и практикующих З. дж. всегда выделяются особые элитные группы (кстати, немногочисленные), старающиеся строго следовать предписанному первоучителями регламенту З. дж., а самое главное — проводить его без участия непосвящённых.
Большинство исследователей (особенно этнографы) усматривают генетическую связь суфийских ритуалов с некоторыми шаманскими обрядами (в частности, с З. дж. и сама‘).
Ныне некоторые группы суфийев (например, в Узбекистане) продолжают практиковать отдельные виды З. дж. Обязательным считается его исполнение во время дня рождения Пророка (маулуд ан-наби). Сохранились, однако, и другие ритуалы, очень напоминающие З. дж., их исполняют во время традиционных исламских и доисламских праздников на мазарах «святых».
Лит-pa: Шайх Худайдад б. мулла Таш-Мухаммад ‘Азизан ал-Бухари. Писанд-и зикр-и джахр // ИВ АН РУз. № 2406/II, л. 985–992. Рукоп.; Дар мас’ала-йи зикр-и арра // ИВ АН РУз. № 9948/VIII, л. 125–144. Рукоп. (аноним); Дар истихсан-и зикр-и арра // ИВ АН РУз. № 10472. Рукоп. (аноним); П.Позднев. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886, 152, 186–190, 251–256; А.Л.Троицкая. Лечение больных изгнанием злых духов (кучурук) среди оседлого населения Туркестана // Бюллетень Среднеазиатского государственного университета. Таш., 1925, вып. 10, 149–162; О.А.Сухарева. О некоторых элементах суфизма, генетически связанных с шаманством // Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. М.–Л., 1959, 151–168; Басилов. Культ святых, 92–117; J.Fletcher. The Naqshbandiyya in Northwest China // Studies on Chinese and Islamic Inner Asia. New ed. B.Manz. Harvard, 1995, 1–46; H.Algar. Silent and Vocal dhikr in the Naqshbandi Order // Akten des VII. Kongresses für Arabistik und Islamwissenschaft. Göttingen, 15–22. August 1974. Göttingen, 1976, 39–46; Ю.Пауль. Доктрина и организация Хваджаган-Накшбандийа в первом поколении после Баха’ ад-дина // Суфизм в Центральной Азии, 129–144; ДиУис. Маша’их-и турк и Хваджаган, 240–243; Б.Бабаджанов. Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане // Суфизм в Центральной Азии, 341–349.
См. также лит-ру к ст. Худайдад.
Б.М.Бабаджанов