Зынджырлы (Зинджирли) мадраса — один из самых известных памятников крымско-татарской архитектуры, расположенный в урочище Салачик у подножия мыса Бурунчак близ Бахчисарая (Крым). Высшее мусульманское учебное заведение, построенное и учрежденное ханом Менгли-Гиреем I около 1500 г. Получило свое название от слова зынджыр, букв. «цепь»: подвешенная над входной, открывавшейся внутрь дверью, железная цепь заставляла каждого, кто входил в храм мудрости, почтительно склонять голову. Близкое к квадратному плану каменное здание снаружи лишено парадности. Внутренняя планировка сходна с мадрасой в Солхате (г. Старый Крым, мечеть—мадраса Узбека, 1314 г.), но по размерам 3. м. уступает ей. Большой четырехугольный двор обстроен крытыми галереями, под которыми расположены 13 комнат/келий (ода, араб. уда) для студентов (сохта). Одна из комнат, более просторная, предназначалась для общих занятий. Галереи перекрыты плоскими куполами. Аркады и купола, опиравшиеся парусами на столбы и стены, создавали интересный уютный интерьер с открытым двориком и фонтаном.
Как и другие крымские мадрасы, 3. м. функционировала за счет вакфов и считалась «большой и богатой». Руководитель (мударрис) 3. м. одновременно выполнял обязанности ректора учебного заведения, мусульманского священнослужителя и профессора. Помогали в религиозном обучении студентов имам и мазин (араб, му’аззин). Помощь в изучении родного языка оказывали специально приглашенный ходжа/хваджа (учитель), мулла — репетитор для учащихся младших классов и учитель чистописания, каллиграф (араб, хаттат). Учащихся объединяли в группы; в каждой группе назначался старший (биюк), каждая группа жила в отдельной комнате. Обучение в 3. м. было бесплатным.
На протяжении многолетней истории в крымских мадрасах формировались свои традиции и правила внутреннего распорядка. В начале 60-х гг. XIX в. педагогическая общественность Таврической губернии попыталась реформировать систему обучения в крымских мадрасах, и в первую очередь в 3. м. В 1890 г. мударрис 3. м. Аджи Абибулла-эфенди (хаджжи Хабиб Аллах) составил кодекс (селеф) 3. м., послуживший основой для реформы всех крымских мадрас. Но только в начале XX в. в типографии И.Гаспринского по официальному распоряжению Таврического магометанского духовного правления (ТМДП) была напечатана «Программа и общие правила для Крымских медресе». Был сделан первый шаг на пути преобразования всех мадрас Крыма в полусветские высшие учебные заведения. Такими их видели подвижники народного образования крымских татар И.Гаспринский, Аджи-Абибулла-эфенди, И.Муфти-заде, А.Медиев. Устанавливались правила приема и жизни общин сохта. Абитуриент должен был иметь свидетельство об окончании национальной школы первой ступени (мектеб/мактаб). Желающие стать студентами мадрасы не должны были страдать заразными или хроническими болезнями. Абитуриент, отвечавший этим требованиям, принимался в мадрасу без вступительных экзаменов.
Методы обучения были традиционными, система обучения сходна с тьюторской. Всего в мадрасе было семь курсов. Сначала изучали арабский язык, его грамматику. Затем преподавали морфологию (‘илм ас—сарф), логику (‘илм ал-мантик), риторику (‘илм ал-ма‘ани), включая стилистику (‘илм ал-байан) и поэтику (‘илм ал-бади‘а). Далее основательно изучали Коран, предписания шари‘ата, мусульманскую юриспруденцию (‘илм ал-фикх).
Некоторые выпускники 3. м. продолжали свое образование в знаменитых учебных заведениях мусульманского мира, а часть отправлялась в Литву для занятия должностей имамов в местных мечетях.
З. м. одновременно была и религиозным центром: на ее территории находились мечеть, усыпальница ее строителя и основателя Менгли-Гирея и около сотни могил знаменитых духовных лиц и представителей светской интеллигенции. Там же был похоронен Исмаил Гаспринский.
В 1908–1909 гг. рядом со старым зданием 3. м. был построен новый двухэтажный корпус. 8 ноября 1917 г. здесь был торжественно открыт Институт Менгли-Гирея, получивший статус национального учебного заведения со светскими и духовными отделениями и реформированный по европейскому образцу.
В 1920 г. мадраса была закрыта. В ее здании расположилось медицинское училище. Судьба 3. м. как памятника архитектуры трагична. Чудом уцелевшее, но в очень ветхом состоянии, это здание в 1950-е гг. оказалось на территории психиатрической больницы в нынешнем пригороде Бахчисарая.
Сохранением и возрождением древней духовной академии 3. м. в Крыму занимается Товарищество «Зынджырлы медресе».
Лит-ра: Школьный вопрос в русском мусульманстве. Медресе (Продолжение). Таврические медресе // Мир ислама. Т. 2. Вып. IX. 1913, 58; Крикун. Памятники; Л.В.Ефимов. Малоизвестные материалы по истории Бахчисарайского музея / Проблемы истории и археологии Крыма. Симферополь, 1994, 223–224; Э.Сеферов. Архитектурные памятники эпохи Крымского ханства // ГК. 31.01.1997; В.Ю.Ганкевич. Национальный университет или больница для душевнобольных. Очерк истории Зынджырпы Мадраса // ГК. 11.04.1997; он же. Очерки истории крымско-татарского народного образования (Реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX — начале XX в.). Симферополь, 1998, 38.
Ш.Э.Кейбулаев