ИБН БАБАВАЙХ, АБӮ ‘АБД АЛЛАХ, Хусайн бин ‘Алӣ бин Хусайн бин Муса бин Бабавайх К̣умӣ (ум. ок. 988) – шиитский факих, мухаддис и мутакаллим. Дата и место рождения и смерти неизвестны.
Поскольку отец ‘Али ибн Бабавайха был одним из самых выдающихся факихов и мухаддисов своего времени, он, вероятно, учился у своего отца, тем более что тот имел ‘иджаза на передачу хадисов [1.]. Он был известен преимущественно своим знанием ахбаров и ривайатов [2.] и, как и его брат шайх Садук, имел очень хорошую память, так что кроме Садука ему не было в этом равных. Подтверждение этому есть и в «Китаб аль-Гаиба» Шайха Туси, который утверждает, что ни один из улемов и мухаддисов Кума не мог сравниться с братьями в знании ахбаров и ривайатов [3.]. Сам Ибн Бабавайх сообщает также следующее: «когда я преподавал, мне было не больше двадцати лет, и иногда Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али Асвад присутствовал на моих занятиях. Он был очень удивлен моей осведомленностью в шариатских вопросах халала и харама, не свойственной человеку столь юного возраста» [4.].
Улемы—имамиты считают его надежным передатчиком, а переданные им ривайаты – достоверными [5.]. Среди его шайхов и наставников, помимо отца, были: его брат Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али бин Бабавайх, известный как Шайх Садук [6.], Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али Асвад, Имран ас-Саффар, Алавийа ас-Саффар, Хусайн ибн Ахмад ибн Али ибн Ахмад ибн Идрис [7.], шейх Абу Джа‘фар Мухаммад бин Хусайн Нахави [8.] и Джа‘фар бин Мухаммад бин Малик Фазари [9.].
Многие шиитские ученые передавали хадисы от него, в том числе: его сын Хасан бин Хусайн [10.], Хасан бин Мухаммад бин Хасан Куми, автор книги «Тарих-и Кум» [11.], Хусайн бин Убайдулла Газаири [12.], Али бин Хусайн бин Муса бин Ибрагим, известный как Саййид Муртаза [13.], Мухаммад бин Хамза Хусайни Мараши [14.]. Абу аль-Аббас Ахмад бин Али бин Нух Сирафи Басри также передавал через него хадисы [15.].
Ему приписывают две книги «Ат-Тавхид» и «Нафи ат-Ташбих» [16.] и «Ар-рад Ала аль-Вакифа» [17.], но они не дошли до наших дней. Наджаши [18.] процитировал Хусайна бин Убайдаллу и сказал, что у Хусайна бин Бабавайха есть еще одна книга, которую он написал для Сахиба бин Аббада, но Ибн Хаджар [19.] считал, что это то же сочинение, что и «Нафи ат-Ташбих».
Лит.: Ага Бузург, Табакат и‘лам аш-ши‘а, Бейрут, 1403/1983 г.; Эффенди, Абдулла, Рияд аль-Улама, под ред. Ахмада Хусайни и Махмуда Мараши, Кум, 1401/ 1981 г.; Тарихи, Фахриддин бин Мухаммад, Джами‘ ал-Макал, под ред. Мухаммада Казима Тарихи, Тегеран, 1355 г. х.; Туси, Мухаммад бин Хасан, Риджал, Наджаф, 1961 г.; Туси, Мухаммад бин Хасан, Китаб аль-Гаиба, под ред. Агабозорги Тихрани, Тегеран, Ниневийская библиотека хадисов; Аллама Хали, Хасан, Хулясат ал-Аквал, Тегеран, 1310/1892 г.; Куми, Хасан бин Мухаммад, Тарих-и Кум, под ред. Саййида Джалаладдина Тихрани, 1313 г. х.; Наджаши, Ахмед бин Али, Риджал, Бомбей, 1317/1899 г.; Нури, Хусайн бин Мухаммад Таки, Мустардак ал-Васаил, Тихран, 1318–1321 гг. х.
Али Акбар Зиайа’и