И‘джаз ал-Кур’ан – название дискуссии в коранистике, развернувшейся вокруг представления о «чудесности Священного Корана» и всестороннего изучения этого представления. В то же время упомянутая дискуссия связана с различными вопросами в области мусульманского рационального / философского богословия (калам) и арабской литературы. Форма и‘джаз происходит от корня ‘аджаза со значением «становиться / делать бессильным». Подлинной причиной возникновения дискуссии относительно неподражаемости Корана (и‘джаз ал-Кур’ан) является то обстоятельство,что в мусульманской культуре Священный Коран считается важнейшим из чудес благородного пророка. Однако одно из преимуществ Священного Корана заключается в том, что, будучи неподражаемым, он является законодательной Книгой и в действительности претендует на самостоятельное доказательство собственной истинности.
Хотя и‘джаз не является кораническим выражением, все же в самом Священном Коране есть указания на его «чудесность». Известно, что некоторые из противников благородного пророка считали айаты, повествующие о ниспослании
Священного Корана, «речью людской» (74:25) и притязали на то, что если они захотят,то и сами могут заговорить подобным образом(8:31). Однако в Священном Коране утверждается божественный характер его «речений», и повторение их считается невозможным (52:33–34).
В Священной Книге противникам предлагается в подтверждение своих притязаний привести 10 сур или хотя бы одну суру, подобную коранической (10:38; 11:13), и тут же говорится, что они не преуспеют в этом (2:23). Данное утверждение о невозможности повторения Священного Слова, ставшее известным в мусульманской культуре в рамках термина тахадди («вызов», «стремление к состязанию»), в действительности констатирует бессилие (‘аджз) неверующих в подобном деле или, иными словами,– провозглашает неподражаемость Корана (и‘джаз).
Тема «вызова» (тахадди) не только при жизни благородного пророка, но и в последующие период. истории привлекала внимание мусульманских ученых как наиболее явное доказательство неподражаемости Корана и истинности пророческой миссии Мухаммада, которые основывались на том факте, что в течение всей истории существования ислама не было ни одного человека, способного создать что-либо подобное Священному Корану.
Ввиду своей связи с таким разделом мусульманской догматики, как нубувва («признание пророческой миссии Мухаммада»), проблематика неподражаемости Корана (и‘джаз) проникла в богословские круги и труды по каламу. Это обстоятельство послужило причиной возникновения теоретических споров по проблеме неподражаемости Корана.
Одним из первых богословов, обратившихся к проблеме неподражаемости Корана, был Ибрахим ан-Наззам, утверждавший, что характер этой неподражаемости заключался не в особых красноречии и организации текста – чудо состоит в том, что всякий раз, когда кто-либо из противников решает создать «речения», подобные Корану, по воле Аллаха притязание «отводится» от него (сарф), и этот человек получает грозный запрет прилагать усилия к его реализации. Эта точка зрения в связи со словами «отвел притязания на состязание» (сарафа аддава‘и ‘ан ал-му‘арада) получила известность как концепция ас-сарфа («отклонение»). Согласно данной теории, неподражаемость Корана в действительности находится за пределами Священного Текста.
Теория ас-сарфа не встретила широкой поддержки даже в му‘тазилитской среде, однако неизменно привлекала к себе ограниченное число последователей. В этой связи стоит упомянуть, что некоторые ученые-имамиты, например, Шейх Муфид и Саййид ал-Муртада, защищали эту теорию в своих комментариях. Безусловно, следует иметь в виду, что в рамках теории ас-сарфа мусульманскими учеными в тафсирах высказывались самые разные точки зрения относительно
особенностей этого «отклонения».
Наряду с прочими концепциями, в течение долгих веков существовала и еще одна теория – ахбар ал-гайб («известия о сокровенном») или, иными словами, – сообщения о будущих и даже прошлых событиях, истинность которых уже подтвердилась. На самом деле среди мусульманских ученых невозможно найти противника этой теории, однако некоторые исследователи по-разному оценивали ее в качестве одного из аспектов неподражаемости Корана. Если среди ученых раннего периода были такие, которые считали ахбар ал-гайб главным аспектом неподражаемости Корана, то начиная с Ибрахима ан-Наззама и вплоть до современных исследователей этот аспект рассматривался всего лишь как один из аспектов неподражаемости Корана на фоне независимого основного аспекта.
Вопросом не менее важным и, возможно, оказывавшим наибольшее влияние на дискуссию вокруг характера неподражаемости Корана на протяжении всей его истории существования, является вопрос об организации текста последнего (назм). Первым, кто четко объяснил данную теорию, считается му‘тазилитский литератор и богослов ‘Амр ибн Бахр ал-Джахиз. Упомянутая теория, в отличие от ас-сарфа, основана на том, что Коран сам по себе является неподражаемым словом, а потому нет никого, кто оказался бы в состоянии создать нечто подобное. В рамках этой теории препятствием, мешающим противникам создать текст, подобный Корану, считается особое качество, заключенное в самой Священной Книге, а именно – специфическая организация ее текста. Джахиз разъясняет данную теорию в книге под названием Назм ал-Кур’ан [«Организация текста Корана»]. К настоящему времени не сохранилось ни одной рукописи данного сочинения, поэтому сведения о его содержании можно получить только из упоминаний в прочих трудах Джахиза, а также в работах других авторов. Вкратце можно сказать, что в рамках этой теории Джахиз считал, что организация и композиция текста Корана отличается от таковых в прочих литературных памятниках по двум аспектам, и подвергал критике мнение о том, что человек не способен естественным образом создать текст, подобный Корану.
В последующие столетия теория об особой организации текста Корана оказалась в центре внимания как богословов, так и литераторов, вдохновляя ученых различных религиозных течений. В области рационального / философского богословия (калам) после ал Джахиза такие му‘тазилитские ученые, как Ибн ал-Хашад и Абу ‘Али Хасан ибн ‘Али ибн Наср, создали сочинения под названием Назм ал Кур’ан, тем самым продолжив путь ал-Джахиза. Однако эта теория оставила значительный след и в учениях других богословских школ.
Наиболее существенным примером распространения упомянутой теории в аша‘ритском богословии является сочинение И‘джаз ал Кур’ан [«Неподражаемость Корана»] Абу Бакра ал-Бакиллани. По словам автора, в своем труде он намеревался подробнее изложить те вопросы организации текста Корана, которых ал-Джахиз коснулся лишь вскользь. Хотя ал-Бакиллани, как мог, пытался придать своему тексту богословский характер,все же поневоле значительную его часть он посвятил проблемам риторики, пустившись в изучение стилистики текста Корана и ее особенностей. В одной из частей своего труда ал-Бакиллани со всей очевидностью заявляет, что неподражаемость Корана связана с его стилистикой – Коран занимает высшую ступень в области стилистики с точки зрения организации текста и его гладкости, а также с точки зрения красоты слов, мелодичности и плавности языка.
Наибольшее распространение теория об организации текста Корана получила в трудах авторов, старавшихся, разъясняя литературные и риторические приемы, отчетливее прояснить неподражаемость текста Корана. Китаб ас-сина‘атайн [«Книга о двух способах организации речи»] Абу Хилала ал-‘Аскари (ум. ок. 400/1010), будучи литературным сочинением и повествуя о двух формах речи – поэзии и прозе, тем не менее связана с концепцией неподражаемости Корана, поскольку доказательство последней является главным стимулом для ее составления. Согласно утверждению автора во Введении, если человек будет пренебрегать риторикой и стилистикой, он никогда не сумеет постичь неподражаемость Корана в таких его качествах, как композиционное изящество и структурное совершенство.
В продолжение деятельности ал-Джахиза и Абу Хилала ал-‘Аскари в качестве поворотного пункта следует упомянуть ‘Абд ал-Кахира ал Джурджани (ум. 471/1078), который, движимый стремлением объяснить феномен неподражаемости Корана, шел по пути кодификации риторики как науки. При беглом знакомстве с Введением к книге Дала’ил ал-и‘джаз фи ‘илм ал-ма‘ани [«Доводы в пользу неподражаемости <Корана> в науке о смысле»] можно видеть, что автор, поставив во главу угла теорию об организации текста Корана (назм), исследует различные аспекты арабского языка и при этом подчеркивает, что неподражаемость Корана восходит к области риторики. Далее, для того чтобы получить возможность для более глубокого понимания неподражаемости Корана, ал-Джурджани пускается в изложение различных аспектов стилистики и риторики, а также прояснение разнообразных видов организации текста. Создав два своих актуальных и сегодня сочинения: Дала’ил ал-и‘джаз и Асрар ал-балага [«Тайны риторики»], он сделал первый шаг в этом направлении. Следует отметить, что помимо двух упомянутых работ ал-Джурджани также вкратце отразил свою точку зрения относительно теории об организации текста и риторики в трактате под названием ар-Рисала аш-шафийа фи и‘джаз ал Кур’ан [«Трактат, дающий необходимое <знание> о неподражаемости Корана»].
При беглом рассмотрении важнейших признаков, говорящих в пользу неподражаемости Корана, необходимо также указать на фактор непостижимого воздействия Корана на слушателей, впервые отмеченный Абу Сулайманом ал-Хаттаби (ум. 388/998). Последний в своем трактате, посвященном неподражаемости Корана, подвергает критике различные точки зрения, высказанные в этой области, и в конце в качестве завершающего аккорда обозначает свою идею, на которую, по его собственным словам, прежде мало кто обращал внимание: это воздействие Корана на сердца и его влияние на души людей. Ал-Хаттаби поясняет, что во время слушания Корана человека охватывает такое наслаждение и услада, а иногда такой страх и трепет, что другие слова теряют силу воздействия на него. По мнению ал-Хаттаби, это влияние приобретает смысл для всякого, кто знаком с арабским языком: одним из примеров удивительного влияния Корана на противников ислама является изменение состояния главы язычников ‘Утбы ибн Раби‘а, наступившее после прослушивания нескольких айатов суры «Разъяснены» (41).
В течение многих веков ученые не уделяли особого внимания теории ал-Хаттаби. В качестве исключений можно указать концепции ал Бакиллани и андалусского комментатора Ибн ‘Атийи (ум. 542/1147), которые можно трактовать как дополнение теории ал-Хаттаби теорией об организации текста Корана. Новую форму этой концепции можно найти в таких выражениях, как джазабе-йе рухи («духовное притяжение»), принадлежащих таким самобытным теоретикам, как Хибат ад-Дин аш-Шахрастани, Мухаммад-Хусейн Кашеф ал-Гата’и, Мухаммад Рашид Рида и Мустафа Садек Рафе‘и.
В завершение разговора о существующих теориях относительно неподражаемости Корана необходимо напомнить, что упомянутые случаи представляют собой только наиболее важные примеры этих теорий. Кроме того, на протяжении веков теоретики не считали необходимым принимать лишь один из аспектов неподражаемости Корана.Именно поэтому во многих рассуждениях ученых относительно концепции неподражаемости Корана нередко затрагиваются ее различные аспекты, но иногда один из аспектов делается базовым. Например,построение, состоящее из различных аспектов неподражаемости Корана, можно видеть в рассуждении известного му‘тазилитского богослова ‘Али ибн ‘Исы ар-Румани (ум. 384/994).
Начиная с «эпохи фиксации» (‘аср ад-тадвин) вплоть до настоящего времени, в течение многих веков мусульманские ученые записывали свои рассуждения и излагали свои теории по проблеме неподражаемости Корана как в виде отдельных разделов своих трудов, так и в форме самостоятельных сочинений. Среди самостоятельных сочинений в первую очередь упоминаются произведения двух му‘тазилитских богословов: И‘джаз ал-Кур’ан [«Неподражаемость Корана»] Абу ‘Умара Мухаммада ибн ‘Умара Бахили, му‘тазилита из Басры, современника Абу ‘Али ал-Джубба’и, и И‘джаз ал-Кур’ан фи назми-хи ва та’лифи-хи [«Неподражаемость Корана в его структуре и композиции»] Абу ‘Абдаллаха Мухаммада ибн Зайда Васити (ум. 306/918), му‘тазилита из Багдада. Ибн ан-Надим указывает на них без каких-либо пояснений. До наших дней не сохранилось ни одной рукописи этих сочинений.
Вот некоторые из наиболее важных трудов: 1–2. ан-Нукат фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Тонкости в неподражаемости Корана»] багдадского му‘тазилита ‘Али ибн ‘Исы ар-Румани (ум. 384/994) и Байан и‘джаз ал-Кур’ан [«Разъяснение о неподражаемости Корана»] Абу Сулаймана Хамда ибн Мухаммада ал-Хаттаби (ум. 388/998), ученого-традиционалиста из Хорасана. Оба этих сочинения были изданы в Египте в 1376/1956 г. в сборнике Салас раса’ил фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Три трактата о неподражаемости Корана»] и в дальнейшем
неоднократно переиздавались.
3. И‘джаз ал-Кур’ан Кази Абу Бакра ал-Бакиллани (ум. 403 или 404 / 1013 или 1014), выдержавшее несколько изданий и ставшее предметом исследования ряда ученых, например, ‘Абд ар-Рауфа Махлуфа.
4. Дала’ил ал-и‘джаз фи ‘илм ал-ма‘ани [«Доводы в пользу неподражаемости <Корана> в науке о смысле»] ‘Абд ал-Кахира ал-Джурджани (ум. 471/1078), одного из пионеров-создателей арабской риторики. Сочинение неоднократно издавалось и стало темой для многочисленных исследований (например: Назарийа ‘Абд ал-Кахир фи назм [«Теория ‘Абд ал-Кахира об организации текста Корана»] Дарвиша Джанди (Каир, 1960)).
5. ар-Рисала аш-шафийа фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Трактат, дающий необходимое <знание> о неподражаемости Корана»] ‘Абд ал-Кахира ал-Джурджани. Это третье сочинение в сборнике Салас раса’ил (другое издание, в одном томе с Дала’ил ал-и‘джаз, было подготовлено Мухаммадом Шакиром (Каир, 1984)).
6. Нихайат ал-иджаз фи дирайат ал-и‘джаз [«Предел краткости в размышлении о неподражаемости <Корана>»] известного богослова Фахр ад-Дина ар-Рази (ум. 606/1209– 1210). Издано в типографии ал Идаб в 1317/1899–1900 г.
7–9. ат-Тибйан фи ‘илм ал-байан ал-муттали‘ ‘ала и‘джаз ал Кур’ан [«Разъяснение о стилистике, свидетельствующей о неподражаемости Корана»], ал-Бурхан ал-кашиф ‘ан и‘джаз ал-Кур’ан [«Очевидное доказательство неподражаемости Корана»] и ал-Маджид ‘ан и‘джаз ал-Кур’ан ал-маджид [«Славная книга о неподражаемости Великого Корана»]. Все три сочинения принадлежат перу Камал ад-Дина аз-Замалкани (ум. 651/1253). ат-Тибйан был издан Ахмадом Матлубом и Хадиджей Хадиси в 1383/1964 г. в Ираке, ал-Бурхан, иногда приписываемый внуку автора, Абу-л-Ма‘али ибн аз-Замалкани (ум. 727/1327), был опубликован теми же исследователями в 1394/1974, а ал-Маджид был издан в Египте в 1410/1989 г. Ша‘баном Салахом.
10. ал-Бурхан фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Доказательство в пользу неподражаемости Корана»] египетского литератора Ибн Аби Асба‘ Заки ад-Дина ‘Абд ал-‘Азима (ум. 654/1256). Автор сам говорит о наличии у него подобного сочинения в других своих работах, а Арберри сообщает o рукописи этого труда, хранящейся в библиотеке Честер Битти (Дублин).
11. Му‘тарак ал-акран фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Ристалище для соперников по поводу неподражаемости Корана»] ас-Суйути (ум. 911/ 1505) – наиболее полное сочинение о различных аспектах неподражаемости Корана. Неоднократно издавалось.
12. ал-Икан фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Уверенность в неподражаемости Корана»] выдающегося представителя шейхизма Мухаммада Карим-хана Кермани (ум. 1288/1871). Издано в сборнике Маджму‘ат ар-раса’ил [«Собрание посланий»] в 1354/1975 г. в Кермане.
Среди не дошедших до нас сочинений, посвященных рассматриваемой тематике, можно указать следующие: И‘джаз ал-Кур’ан африканского ученого-маликита Ибн Аби Зайда ал-Кайравани (ум. 386/ 996); труд с тем же названием, принадлежащий перу шафи‘итского факиха Ибн Саррака Басри (ум. 410/1019)189; ал-Калам фи вуджух и‘джаз ал-Кур’ан [«Слово о достоинствах неподражаемости Корана»] и Джавабат Абил-Хасана Сабта ал-Ма‘афи ибн Закарийи фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Ответы Аби-л-Хасана Сабта ал-Ма‘афи ибн Закарийи относительно неподражаемости Корана]» – авторство обоих сочинений принадлежит известному имамитскому ученому Шайху Муфиду (ум. 413/ 1022)190; ал-Муваддах ‘ан джихат и‘джаз ал-Кур’ан йа ас-сарфа [«Разъясненное о причине неподражаемости Корана, или “отклонение”»] еще одного выдающегося имамитского деятеля Саййида ал Муртады (ум. 436/1044)191; И‘джаз ал-Кур’ан имамитского ученого V/XI в. Мухсена ибн Хасана Нишапури Хаза‘и и сочинение с таким же названием, принадлежащее перу ‘Али ибн Зайда ал-Байхаки (ум. 565/1170), известного хорасанского ученого.
В настоящее время вопрос о неподражаемости Корана является предметом самостоятельных исследований, среди которых в качестве историко-описательных можно назвать следующие сочинения: И‘джаз ал-Кур’ан Мустафы Садика ар-Рафи‘и (Каир, 1346/1928); И‘джаз ал-Кур’ан фи мазхаб аш-ши‘ийа ал-имамийа [«<Вопрос о> неподражаемости Корана в имамитском ши‘изме»] Тауфика ал-Факики (издано в: Рисалат ал-ислам [«Трактат об исламе»] (Каир, 1370/1951, ч. 3, № 3)); Та’рих фикрат и‘джаз ал-Кур’ан мунзу-л-ба‘са ан-набавийа хатта ‘асар-на ал-хадир [«История концепции о неподражаемости Корана начиная с эпохи деятельности Мухаммада вплоть до настоящего времени»] На‘има ал-Хумси; Татаввур дирасат и‘джаз ал Кур’ан ва асару-ха фи-л-балага ал-‘арабийа [«Эволюция учения о неподражаемости Корана и его влияние на арабскую риторику»] ‘Умара Муллахавиша (Багдад, 1392/1972); И‘джаз ал-Кур’ан байна-л-му‘тазила ва-л-аша‘ира [«Неподражаемость Корана у му‘тазилитов и аш‘аритов»] Мунира Султана (Каир, 1977) и статью И‘джаз ал-Кур’ан фон Грюнебаума в «Энциклопедии ислама»
Лит-ра: Абу Хилал ал-‘Аскари, Хасан. Китаб ас-сина‘атайн [«Книга о двух способах организации речи»]. Каир, 1971. ал-Бакиллани, Мухаммад. И‘джаз ал-Кур’ан [«Неподражаемость Корана»] / подг. Мухаммад Сакр. Каир, 1374/1954. ал-Джурджани, ‘Абд ал-Кахир. Дала’ил ал-и‘джаз фи ‘илм алма‘ани [«Доводы в пользу неподражаемости <Корана> в науке о смысле»] / подг. Мухаммад Рашид Реза. Каир,1331/1913. Его же. ар-Рисала аш-шафийа фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Трактат, дающий необходимое <знание> о неподражаемости Корана»] // Саласраса’ил фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Три трактата о неподражаемости Корана»] / подг. Мухаммад Халафаллах и Мухаммад Заглул Салам. Каир, 1991.аз-Захаби, Мухаммад. Сийар а‘лам ан-нубала’ [«Жизнеописание высшей знати»] / подг. Шу‘айба Арнаута и др. Бейрут, 1405/1985.Ибн Аби Асба‘,‘Абд ал-‘Азим. Бади‘ ал-Кур’ан [«Красноречие Корана»] / подг. Хафна Мухаммад Шариф. Каир: Дар нехзат Миср ли-ттаб‘ ва-н-нашр, б. г. Ибн ‘Атийа, ‘Абд ал-Хакк. ал-Мухаррир ал-ваджиз [«Краткий редактор»] / подг. Ахмад Садик Маллах. Каир, 1394/1974. Ибн ан-Надим. ал-Фихрист [«Библиографический справочник»]. Б. м., б. г. Ибн Хамза, Йахйа. ат-Тираз [«Образец»]. Каир, 1332/1914.Йакут ал-Хамави. Му‘джам ал-удаба [«Словарь литераторов»].Б. м., б. г. Ма‘рифат, Мухаммад-Хади. ат-Тамхид фи ‘улум ал-Кур’ан [«Введение в коранистику»]. Кум: Му’ассисат ан-нашр ал-ислами, б. г. Махлуф, ‘Абд ар-Ра’уф. ал-Бакиллани ва китабу-ху И‘джаз алКур’ан [«ал-Бакиллани и его книга И‘джаз ал-Кур’ан»]. Бейрут, 1978. Мирас-е ислами-йе Иран [«Мусульманское наследие Ирана»].Т. 8 / подг. Расул Джа‘фарийан. Кум, 1377/1998. Мунтаджабад-Дин, ‘Али. ал-Фихрист [«Библиографический справочник»] / подг. ‘Абд ал-‘Азиз Табатабаи. Кум, 1404/1984. Муфид, Мухаммад ибн ан-Ну‘ман. Ава’ил ал-макалат [«Начала речений»] / подг. Махди Мухаккека. Тегеран, 1372/1993. ан-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал [«Деятели религии»] / подг. Муса Забири Шабири. Кум, 1407/1987.ар-Раванди, Са‘ид. ал-Хара’идж ва-д-джара’их [«О чудесах пророка и имамов в подтверждение их речений»]. Кум, 1409/1989. ар-Раудани, Мухаммад. Силат ал-халаф [«Связь с потомками»] /подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988.ар-Румани, ‘Али. ан-Нукат фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Тонкости в неподражаемости Корана»] // Салас раса’ил (см. Джурджани). Саййид ал-Муртада, ‘Али. Джавабат ал-маса’ил ар-расийат алула [«Ответы на первостепенные вопросы»] // Раса’ил аш-Шариф алМуртада [«Трактаты Шарифа Муретезы»] /подг. Ахмад Хусейни. Кум, 1405/1985. Его же. аз-Захира [Припасы]/ подг.Ахмад Хусейни.Кум,1411/1991. Священный Коран. Б. м., б. г. ас-Суйути, Джалал ад-Дин. ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан [«Совершенство в науках о Коране»] / подг. Мухаммад Абу-лФазл Ибрахим. Каир, 1387/1967. Его же. Му‘тарак ал-акран фи и‘джаз ал-Кур’ан [«Ристалище для соперников по поводу неподражаемости Корана»] / подг. Ахмад Шамс ад-Дин. Бейрут, 1408/1988. ат-Туси, Мухаммад. ал-Фихрист [«Библиографический справочник»]. Наджаф, 1380/1960.Фахр ад-Дин ар-Рази, Мухаммад. ат-Тафсир ал-кабир [«Большой комментарий»]. Каир: ал-Матба‘ ал-бахийа, б. г. ал-Хаттаби, Хамд. Байан и‘джаз ал-Кур’ан [«Разъяснение о неподражаемости Корана»] // Салас раса’ил (см. Джурджани). ал-Хумси, На‘им. Та’рих фикрат и‘джаз ал-Кур’ан мунзул-ба‘са аннабавийа хатта ‘асар-на ал-хадир [История концепции о неподражаемости Корана начиная с эпохи деятельности Мухаммада вплоть до настоящего времени]. Дамаск, 1374/1955.аш-Шахрастани, Мухаммад. ал-Милал ва-н-нихал [«Книга о религиях и сектах»] / подг. Мухаммад Бадран. Каир, 1375/1956. Arberry; EI 2.Печатается по: Большая исламская энциклопедия.Т. 9.С. 363–366.
Мухаммад Хади Ма‘рифат