ИДРӢС — коранический персонаж, пророк и праведник, «из терпеливых», вознесенный Аллахом «на высокое место» (К. 19:56/57—57/58; 21:85). Комментаторы отождествляют его с библейским Енохом. Это — благочестивый человек, который, обманув ангела смерти, проник в рай и был за свою верность Аллаху оставлен там или на одном из небес до дня Суда. И.— один из «вечно живых» исламской мифологии наряду с Илйасом и ал-Хадиром, с которыми иногда идентифицируется. Он был первым, кто писал каламом, шил и носил шитые одежды, узнавал судьбу по звездам и умел считать время, был знатоком древних Писаний Адама и Шиса (библ. Сиф). В качестве обладателя сокровенных знаний иногда идентифицировался с Гермесом Трисмегистом. Считается покровителем портняжного ремесла.
Истоки коранического персонажа не совсем ясны. Его имя возводят к имени апостола Андрея или Андрея, повара Александра, в «Романе об Александре». Основные элементы его образа в послекоранических сказаниях восходят к легендам о Енохе в их иудейских, христианских и гностических вариантах. И. стал одним из символов и косвенных «доказательств» возможности бессмертия и воскресения.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 172—177; он же. Тафсир, 16. 27; ас-Са‘лаби. Кисас, 28—29; ал-Киса’и. Кисас, 81—85; ал-Байдави. Тафсир, 1, 583; Horovitz. Untersuchungen, 88—89; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 381; Paret. Kommentar, 344; Beltz. Sehnsucht, 207; A. J. Wensinck. Idris.—EI, NE, 3, 1056—1057.
М.Б.Пиотровский