‘ИК̣А̄Б (мн. ч. ‘ик̣а̄ба̄т; синонимы ‘укуба, ‘азаб, джаза’, накал) — наказание, одна из важнейших категорий фикха. ‘И. за обнаруженное правонарушение может быть наложено только в законном порядке, т. е. по приговору суда, по распоряжению имама, кади или иного лица, отправляющего правосудие или следящего за общественным порядком. Номенклатура наказаний почти полностью заимствована из доисламского правового обихода. Все наказания подразделяются на: смертные, цель которых — полное избавление общества от преступника; отмщающие, которые должны удовлетворить чувство общественной справедливости; пресекающие, благодаря которым снижается возможность правонарушений в будущем; назидательные, которые главным образом должны воздействовать на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. По способам осуществления наказания они подразделяются на телесные, наказания лишением свободы и изгнанием, штрафы, общественное воздействие и покаяние. Наказание должно строго соответствовать тяжести преступления. Смертная казнь (катл) полагается за выступление против ислама с оружием, т. е. за мятеж, или за проповедь вероотступничества. Если схваченный преступник раскаялся, то смертная казнь заменяется более легким наказанием. Смертной казни подвергается также убийца, особенно если убийство связано с разбоем. Если преступник пришел с повинной до того, как его поймали, то его не казнят, но он должен выплатить компенсацию (дийа) и принести покаяние. Смертная казнь осуществлялась чаще всего перерубанием шеи с затылка, но также было возможно и повешение, четвертование и др. В настоящее время применяется расстрел. Особым видом смертной казни является наказание за супружескую неверность— побитие камнями (раджм).
Отмщающие наказания (кисас, кавад, са’р) налагаются за тяжелые преступления против жизни и здоровья человека: убийство, калечение, отравление и др. Наказание за подобные преступления налагается по принципу талиона (око за око), но только если этим не наносится еще больший вред. В таких случаях, а также если убийство или повреждения не были предумышленными, полагается выплачивать компенсацию (дийа). В случае совершения убийства по приказу или принуждению убийцей считается приказавший, если исполнитель связан с ним какой-либо зависимостью. Если же преступление совершено по подстрекательству, то убийца и подстрекатель делят ответственность. Отмщающие наказания могут быть отменены, если пострадавшие или их правопреемники прощают преступников.
Пресекающие наказания (хадд) налагаются за тяжелые преступления и правонарушения, наносящие ущерб всему обществу. Хадд налагается за вероотступничество и мятеж, если суд не счел нужным казнить преступника; за кощунство и демонстративное нарушение ритуальных предписаний; за клятвопреступление и лжесвидетельство, влекущие за собой тяжелые последствия; за подстрекательство к правонарушениям; за незаконную половую связь, если уличенные в этом не состоят в браке; за растление, пьянство, спаивание и вовлечение в азартные игры; за мошенничество и другие правонарушения подобного характера. Наказание хадд — сечение плетью или битье падкой от 40 до 100 ударов. Виновный может быть подвергнут наказанию в несколько приемов, чтобы избежать смертельного исхода. По решению суда хадд может быть ужесточен дополнительным числом ударов, штрафом, лишением свободы и другими возможными наказаниями, предусмотренными местными обычаями.
Назидательные наказания (та‘зир) налагаются за неподчинение властям, нарушение общественного порядка, умышленное пользование чужим имуществом, мелкое мошенничество, нарушение правил торговли и другие относительно небольшие правонарушения. Та‘зир — сечение плетью или битье палками (от 5 до 39 ударов), либо заключение в тюрьму или под домашний арест сроком до шести месяцев, либо денежный штраф, либо общественное увещевание.
Воровство на базаре, не наносящее большого урона пострадавшему, наказывается несколькими ударами или вообще может быть прощено. Если же воровство носит уже квалифицированный характер, то на вора налагается хадд. Рецидив наказывается отсечением кисти левой руки.
Помимо перечисленных мер воздействия против совершившего должностное преступление может быть применена и конфискация имущества. К любому наказанию хадд может быть тут же добавлено наказание та‘зир, кроме того, оно может быть ужесточено в пределах всей шкалы наказаний.
Всякое наказание предполагает раскаяние правонарушителя. Если он упорствует, то наказание может быть повторено. Если же он приносит покаяние (тауба), то должен произвести искупительные действия (каффара), которые выбираются судом (пост сроком до двух месяцев, длительное половое воздержание, паломничество по обету, виновный должен отпустить на волю или выкупить раба, пожертвовать большую милостыню и т. д.). Когда все, что определено судом, выполнено, человек должен совершить полное омовение (гусл), и с этого момента он снова становится обычным членом общества.
Большая свобода в определении наказаний позволяет суду дифференцированно подходить к личности виновного, учитывая как его вину, так и наиболее действенную для него форму наказания. В принципе любой мусульманин, если его вина доказана, может быть подвергнут любому наказанию. Однако суд обязан учитывать его культурный уровень и общественное положение и избрать то наказание, которое при наивысшей эффективности не было бы ни излишне жестоким, ни оскорбительным.
Ответственность за правонарушения является одной из форм общей правоспособности человека, и соответственно наказаниям не подлежат все неправоспособные (например, малолетние и невменяемые), а на невольников, женщин и другие группы неполноправных налагают половину наказания свободного мужчины-мусульманина. В тех случаях, когда наказание не может быть разделено пополам (например, смертная казнь), невольник наказывается так же, как свободный. В том случае, если преступником является иноверец, а его преступление никак не связано с религиозной принадлежностью, он наказывается так же, как мусульманин; от покаяния он, естественно, освобождается, вместо этого на него может быть наложен штраф.
В настоящее время все виды наказания формально сохраняются, однако предпочтение отдается тем из них, которые соответствуют наказаниям, принятым законодательствами наиболее развитых стран, т. е. тюремному заключению и принудительным работам, штрафам и общественному порицанию.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ас-сагир, 63—65, 68—69,70—72; Малик б. Анас. Ал-Муватта’, 275—281, 286—291, 348; Zaid ibn ‘Ali Corpus juris, 217—226. 249; Maydani. Penal Law; Shacht. Introduction, 175—187; U. Heyd. Djaza’.— EI, NE, 2, 518; H. Monés. ‘Ikab.—Там же, 3, 1055.
А.С.Боголюбов