ИКТИСА̄Б — приобретение мирских благ. В пределах обеспечения необходимым себя и близких И.— обязанность мусульманина, что подтверждается примером древних пророков и окружения Мухаммада, занимавшихся ремеслом и торговлей. Средства, добытые ремеслом и торговлей, чище государственного жалованья. И. лучше благочестия с отказом от, обеспечения себя в расчете на щедрость Аллаха (таваккул), умерщвление себя воздержанием—такой же грех, как всякое убийство.
Впервые эти положения, отражающие мировоззрение зажиточных горожан, из которых происходило большинство факихов, четко сформулировано учеником Абу Ханифы, Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.), в сочинении ал-Иктисаб фи-р-ризк ал-мустатаб. Ранние суфийские авторы, придерживаясь тех же принципов, отдавали предпочтение ремеслу перед торговлей (ср. ал-Макки. Кут ал-кулуб). Отношение к этой проблеме—один из самых надежных критериев выявления классовой позиции различных факихов. С IX в. отношение к И. стало одним из основных пунктов расхождения между ханбалитами и суфиями (см. например: ал-Мухасиби. Китаб ат-таваххум). Много внимания этой проблеме уделил и Ибн ал-Джаузи (ум. в 1201 г.) в Талбис Иблис.
Лит-ра: S. D. Goitein. The rise of near-eastern bourgeosie in early islamic times.— Cahiers d’histoire mondiale. P., 1957, 3; он же. То же. — Studies.
О.Г.Большаков