ИЛХ̣А̄Д («уклонение», «отклонение») — богословский термин, широко используемый в полемической литературе. В Коране (7:180/179; 22:26; 41:40) и в хадисах этот термин употребляется в значении «раскольничество», «отступничество», «нарушение запрета». Комментаторы Корана причисляют к И. нарушение святости «прекрасных имен» Аллаха, неверное толкование его атрибутов и т. п. В ранний период ислама термин И. был синонимом термина зандака (см. зиндик), в IX в. всякое «новшество» (бид‘а) или просто несогласие с ученцем суннитов квалифицировалось суннитскими богословами как И.; обвиняемых в И. называли малахида или мулхидун (ед. ч. мулхид). Термин мулхид приобрел бранное значение — «осквернитель», «безбожник». В И. Обвиняли карматов Бахрейна, похитивших «черный камень» из ал-Ка‘бы.
В соответствии с хадисом о трех наиболее ненавистных Аллаху нарушителях запретов (мулхидун) на священной, земле суннитские богословы пытались определить трех «злейших отступников» (мулхидун) в исламе. Чаще других этой «чести» удостаивались известный изменчивостью своих богословских взглядов Ибн ар-Раванди (ум., вероятно, в начале X в.), знаменитый врач Абу Бакр ар-Рази (ум. в 912 г.), написавший сочинение «Обманы пророков», и знаменитейший прозаик Абу-л-‘Ала’ ал-Ма‘арри (973—1057).
В полемической литературе к И. относили «уклонение» от «внешнего», «явного» (аз-захир) в религиозном законе и приверженность к «скрытому» (ал-батин) в нем. В этом обвиняли прежде всего суфиев, проповедовавших «истинность сокровенного» и «ложность внешнего», и исма‘илитов, претендовавших на знание «сокровенного» смысла откровения; последних часто называли за это батинитами и малахида (мулхидун).
Лит-ра: Wensinck. Concordance, 6, 95; Бадави. Ал-Илхад; Amoli. La philosophie, 217, 238.
С.М.Прозоров