‘ИМА̄МА — чалма, мужской головной убор мусульман, состоящий из шапочки и обвязываемого вокруг нее полотнища. Для обозначения ‘И. существует ряд слов на разных языках: тюрбан (от перс, дулбенд), тур. сарык, татар, чалма (вошло в русский язык) и др. Обычай носить такой головной убор восходит к жителям древней Аравии, но имеет, вероятно, более глубокие корни. Мусульманские предания возводят его к мифическим персонажам (Адаму, Зу-л-Карнайну). Ношение ‘И. приобрело символический смысл: для арабов—национальный, для мусульман — религиозный, для гражданских, в отличие от военных, должностных лиц — профессиональный. Размеры, форма и цвет ‘И., из чего ее изготавливать, как повязывать и чем украшать, кто и когда ее может или обязан носить, а кому это запрещено или не рекомендовано — все это обсуждается в специальных сочинениях по фикху; есть о том и хадисы, из которых самый известный гласит: ‘И. воплощает «достоинство верующих и могуществу арабов». Запреты и ограничения (на цвет полотнища) относились к иноверцам; мусульмане должны были надевать ‘И. при совершении молитвы и при посещении мечетей и могил. Для мусульманских государей и сановников ‘И. стала символом инвеституры, ее повязывали при вступлении на трон или в должность. ‘И. составляла важную часть почетной одежды (хил‘а), которой властители, одаривали лиц, назначаемых на высокие посты. В XIX в. обычай ношения ‘И. стали критиковать как признак отсталости и косности, и с тех пор число следующих ему все более ограничивается кругом духовных лиц почти во всех мусульманских странах.
Лит-ра: W. Björkman. Turban. — EI, 4, 958—967.
А.Б.Халидов