Искандар-пошшо (Пошшо Искандар; тадж.-перс. пошшо, патша, падишах — «правитель», «царь») — популярный в Средней Азии «святой», которого называют Румийским, т.е. Александром Македонским. Ряд ученых связывают И.-п. с кораническим персонажем — Искандаром Зу-л-Карнайном (араб. зу-л-карнайн — «двурогий»), которому Аллах дал великую власть и «путь ко всему» (Коран, 18:83(84)). По их мнению, Зу-л-Карнайн— южноарабский царь, и проникновение его образа в Среднюю Азию связано с арабским завоеванием. Считается, что кахтанидское предание (связанное с арабами южноаравийского происхождения) оказало влияние на народные верования, которые были оппозиционными по отношению к официальному культу, поддерживаемому представителями североаравийских племен. Лишь в начале II тыс. н.э. народные культы, в том числе образ Зу-л-Карнайна, стали проникать в письменную культуру. В это же время фигура И.-п. переосмысляется и получает новую легенду, связанную с Александром Македонским. В сочинениях арабских и персидских историков, писателей, поэтов складывается образ идеального правителя, великого завоевателя, справедливого государя, пророка, который своими деяниями готовил почву для последующего распространения ислама. Популярна также восходящая в кораническому рассказу история о том, как И.-п. спустился в подземное царство в поисках живой воды.
Образ И.-п. (Александра Македонского) в Средней Азии имеет также местные исторические корни. По историческим источникам можно реконструировать, что Александр Македонский был в Марве/Мерве и перешел Аму-дарью. Историки считают, что его войска дошли до Самарканда (Мараканда) и Уструшаны (верховья р. Зеравшан), а затем до р. Сыр-дарья, где на западной окраине Ферганской долины был основан город Александрия-Эсхата (возможно, это современный город Худжанд/Ходжент).
Наибольшей популярностью культ И.-п. пользуется в горных районах Средней Азии, которые входят ныне в состав Таджикистана, а также в сопредельных регионах Афганистана, Пакистана и Китая. На этих землях живет наиболее древнее население Средней Азии, что фиксируется по языкам, принадлежащим к восточноиранской группе. Язык язгулемцев, как считают филологи, ближе всего к согдийскому языку. После смерти Александра Македонского возникло сначала Селевкидское государство, во главе которого стоял Селевк, взявший, по преданию, в жены дочь Спитамена, согдийского полководца, воевавшего с Александром Македонским. Потом от Селевкидского государства отделились Парфянское и Греко-Бактрийское царства (в состав последнего вошли южные районы Средней Азии, в том числе Бадахшан и другие горные районы современного Таджикистана), во главе которых также стояли греки. И они, видимо, брали в жены женщин из местных правящих династий. Постепенно, с распадом или падением одних государств и возникновением других, складывалась традиция обоснования власти местных правителей происхождением от Александра Македонского и его полководцев.
В некоторых горных районах Средней Азии она сохранилась и после распространения ислама. Правители Бадахшана, как свидетельствует Марко Поло (конец XIII в.), считали себя потомками «царя Александра и дочери царя Дария, великого властителя Персии». Об этой династии бадахшанских правителей упоминается в исторических хрониках Бабура (1529 г.) и Мирзы Хайдара (1546 г.). Последний рассказывает историю о том, что Искандар Зу-л-Карнайн, сын Фай- лакуса Румийского, после завоевания мира искал отдаленное место и выбрал Бадахшан, с тем чтобы никто не смог отобрать у его потомков это владение, и после этого никто на Бадахшан не нападал. Он оставил потомкам наставления, но один из них— шах султан Мухаммад, который жил в XV в., нарушил их, и поэтому на нем власть бадахшанских шахов закончилась: в 1466-67 г. его казнил Тимурид султан Абу Са‘ид-мирза. Позже в Бадахшане к власти пришла новая династия, которая считала себя выходцами из Самарканда, саййидами. По женской линии они возводили свою родословную к Александру Македонскому через правителей Читрала.
Потомками И.-п. считали себя также правители других горных областей — Дарваза, Каратегина, Куляба, Шугнана, Вахана, Рушана, Читрала. От Александра Македонского и Роксаны, дочери согдийского владетеля, якобы происходили правители Дарваза.
Реликтовые формы культа И.-п. встречаются и в других районах Средней Азии. Значительной популярностью он пользуется в верхней части долины р. Зеравшан. Считается, что И.-п. прошел по этой долине и добрался до самых ее верховьев, где его именем названо озеро— Искандар-кул. Затем он направился в область Фальгар. По преданию, от прикосновения копыт его коня вырастали плодовые деревья. Как говорится в одной из легенд, И.-п. остановился в селении Тагфан, чтобы поесть, и идти в область Ягноб не собирался; после еды, повернувшись в сторону Ягноба, встряхнул скатерть и произнес пожелание: «Пусть благодать идет в Ягноб»; крошки со скатерти долетели до Ягноба, и там стал расти хлеб. В Язгулеме есть мазар популярной «святой» Мишкилшо (Мушкулкушод), которая считается сестрой И.-п. Выше в горах, в Язгулеме, есть могила (мазар) самого И.-п.
За пределами горных районов также можно обнаружить следы культа И.-п. Есть предание, что он основал г. Самарканд. Один из каратегинских шахов в середине XIX в., считая себя потомком Александра Македонского, заявил свои права на этот город. Согласно ташкентской легенде, И.-п., возвращаясь из подземного царства, вышел из-под земли на Шайхантаурском кладбище, уронив несколько капель живой воды (из подземного источника), и там, где они упали, выросли деревья, которые сохранились в виде засохших стволов до конца XIX в. Существует предание, что И.-п. провел первый арык в Голодную степь, где этот канал до сих пор называется Искандар-арык.
Сохранилось поверье, что И.-п. со своей армией дошел до восточной границы Ферганской долины и даже основал г. Ош: одна из легенд гласит, что в Оше дракон проглотил войско Александра Македонского. В центре г. Маргелан, по преданию, находится могила И.-п., которая еще в XVШ-XIX вв. считалась главной святыней маргеланцев и главным местом моления (намазгах). Это было небольшое, квадратное в плане сооружение недавней постройки с порталом. Рядом с мазаром находились другие постройки, в том числе мадраса имени И.-п., которая имела многочисленные вакфы в Фаргане/Фергане. Весь комплекс был окружен стеной, в северной части которой имелся вход — дарваза-хана (дарваза — «ворота»). Здания мазара и Мадраса существовали еще в 30-е гг. XX в., но потом были разрушены. В старой части постройки имелись дата — 1721-22 г. и надпись на персидском языке с сообщением от имени Искандара Румийского, что он погиб в Фергане и похоронен в Александрии. О могиле И.-п. в Маргелане упоминал, в частности, русский путешественник Ф.Назаров (начало XIX в.): он писал о находящемся там красном шелковом знамени, которое местные жители почитали как священное, приписывая его И.-п., и отмечал, что при назначении нового правителя Маргелана духовенство брало знамя и шло с пением через весь город с поздравлениями, а новый градоначальник в знак благодарности привязывал к знамени подарки.
По одной из версий, здесь был похоронен завоеватель по имени Искандар родом из Дарваза, который жил 300 лет назад и которому принадлежали земли от Маргелана на севере до Куляба и Кабула на юге, а позднее его имя заменили на имя более популярного Александра Македонского. Во всяком случае, распространение культа И.-п. в равнинной части Ферганы можно объяснить переселением на эту территорию в позднее средневековье значительного числа выходцев из горных районов современного Таджикистана, где культ И.-п. был развит издавна.
Наконец, существует легенда о том, что И.-п. завоевал Китай и его воины брали в жен местных девушек — от них произошли калмыки и дунгане.
Образ «святого» И.-п. как завоевателя, культурного героя и чудотворца постепенно вошел в мусульманскую идеологию, где он занял свое место самостоятельного мусульманского «святого», а в некоторых случаях слился с фигурами других мусульманских «святых», в частности халифа ‘Али.
Лит-ра: Записки о некоторых народах и землях Средней части Азии Филиппа Назарова, Отдельного Сибирского Корпуса Переводчика, посыпанного в Кокант в 1813 и 1814 годах. СПб., 1821, 68; М.А.Варыгин. Опыт описания Кулябского бекства// Изв. РГО. Т. 52. Вып. 10, 1916, 738; А.К.Писарчик. Некоторые данные по исторической топографии городов Ферганы// Сборник статей, посвященных искусству таджикского народа. Сталинабад, 1956, 151-153; Д.И.Эдельман. Язгулемская легенда об Александре (с приложением грамматических сведений)// Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 67. Иранская филология. М., 1963, 55-56; Т.Г.Абаева. Очерки истории Бадахшана. Таш., 1964, 99, 100; М.С.Андреев. Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.). Подгот. к печ. А.К.Писарчик. Душ., 1970, 26; Джованни дель Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. М., 1997, 221; Бабур-наме, 37; Мирза Мухаммад Хайдар. Тарихи Рашиди. Таш., 1996, 132-133, 274.
С.Н.Абашин