Исмамут-ата (туркм. Ысмамыт-ата) — одно из наиболее почитаемых святых мест Северного Туркменистана и одновременно историко-архитектурный памятник. Расположен в Дашогузском велайате (области), в 12 км южнее районного центра Тахта. Архитектурный комплекс, построенный на развалинах раннесредневекового города-крепости Эшрет-Кала, превращённых в огромное кладбище. Постройки, возведённые в разное время, стали единым ансамблем лишь в середине XIX в., когда появилась четырёхкупольная галерея, соединившаяся с крайней восточной секцией вытянутой семикупольной галереи, ведущей непосредственно к входу в мавзолей. Комплекс включает в себя также зимнюю и летнюю мечети, хозяйственные и жилые помещения. Наиболее ранней постройкой является, очевидно, усыпальница «святого» (западное крыло комплекса), которую датируют XVI в. Часть построек И.-а. была возведена в конце XVIII в. по распоряжению хивинских властей, в подчинении которых находились эти земли.
Каких-либо достоверных сведений о личности «святого» Исмамут-aтa нет. Согласно народным легендам, он был арабом по имени Исым (араб. ‘Исма), сыном Мусаиб (араб. ал-Мусаййаб) – гази — одного из сподвижников Мухаммада, отличавшегося особым усердием в деле распространения ислама. В ответ на обращение Пророка Исым добровольно вызвался с 40 воинами отправиться в Хваризм (Хорезм), чтобы обратить тамошних жителей-огнепоклонников в истинную веру. В упомянутом хорезмском г. Эшрет-Кала в то время правил султан Махмут. Когда Исым прибыл туда, последний вместе со своими приближенными добровольно принял ислам. Исым остался там жить и согласился на просьбу Махмута, у которого не было сына-наследника, объединить их имена, чтобы оба они остались в памяти народа. Из соединения двух имен — Исым и Махмут — получилась стяженная форма Исым-махмут–Исмахмут–Исмамут. После смерти Исыма (Исмамута) султан Махмут устроил ему пышные похороны, завернув тело, по старому хорезмийскому обычаю, в бычью шкуру. По сообщению же некоторых информантов из числа духовенства, подлинное имя Исмамута было Са‘ид б. ал-Мусаййаб. Эта версия, очевидно, была призвана как-то увязать легендарную личность с реальной — с сыном умершего в 712 г. ал-Мусаййаба, одного из сподвижников (асхаб) Мухаммада.
В Хваризме/Хорезме Исмамут-aтa считается создателем и покровителем местной ирригационной сети. Ему приписывается даже проведение в здешние места канала Хан-яп (вар.: Угра-яп). О популярности святилища И.-а. говорят зафиксированные летописцами, по крайней мере в начале и середине XIX в., специальные приезды на поклонение ему хивинских ханов.
Что же касается рядовых паломников, то географический диапазон их маршрутов обширен, включая весь Дашогузский вилайат (бывш. Ташаузская обл.) Туркменистана, Ургенчскую обл. Узбекистана и Южную Каракалпакию. Перечень просьб паломников к «святому» весьма пространен: от избавления от разного рода физических и душевных болезней (если болеют дети, то в определённом месте, именуемом чиле(чилла)-хана, матери бросают их шапочки и халатики) и бесплодия до помощи в самых различных житейских делах. У могилы Исмамут-aтa во время набегов басмачей прятались женщины, а в годы Вели Великой Отечественной войны уходящие на фронт просили «святого» сохранить им жизнь.
Лит-pa: В.В.Стеблюк. Исмамут-ата // СЭ. 1959, № 3; Г.П.Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. М., 1969, 320–323 (вставка В.Н.Басилова); Снесарев. Хорезмские легенды, 71–80.
С.М.Демидов