Исторический музей Баха’ ад-дин Накшбанд.
Мировое (преимущественно европейское) востоковедение добилось больших успехов в исследовании истории суфийских братств и их учений. Наиболее важные сочинения суфийских авторов средневекового Мавараннахра стали доступными научной общественности в переводах на европейские (в последние годы и на русский) языки с соответствующими комментариями. Однако экспозиционное исследование суфизма и суфийских братств еще не получило широкого распространения. Эта работа связана с определенными трудностями (частично технического характера), но именно она делает суфизм наглядным и доступным для понимания посетителям музея. С этой целью при архитектурном комплексе Баха’ ад-дин недавно открыт исторический музей, носящий имя этого популярного мистика. Насколько нам известно, это единственный в Узбекистане музей, посвященный истории суфизма и суфийской культуры.
Хронология экспозиции музея охватывает период от VII до начала XXI в. В центре экспозиции, в стеклянной купольной витрине размещен объемистый рукописный экземпляр Корана, вокруг него — собрания мусульманских преданий (хадисов). Такая расстановка экспонатов символизирует истоки и основы суфизма. В экспозиции представлены фотокопии сочинений Абу Хамида ал-Газали (1058–1111) Аййуха-л-валад («[Наставление] сыну») и Ихйа’ ‘улум ад-дин («Воскрешение наук о вере»). Украшает экспозицию макет современного мавзолея Ахмада (ал-)Йасави — эпонима известного суфийского братства йасавийа.
Отдельную витрину занимают рукописи, предметы суфийского быта, отражающие духовную и светскую жизнь ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани и его наставника Йусуфа ал-Хамадани — основателей школы мистицизма в Мавараннахре, известной как хваджаган. На планшетах с записью прокомментированы одиннадцать основных принципов братства хваджаган-накшбандийа, призывающих людей к духовному совершенствованию.
Экспонируются также традиционные предметы суфиев: кашкул (чаша), кулох (головной убор), асо (араб. ‘аса — посох), хирка (верхняя одежда, рубище) и т.д. Для отражения мистических воззрений духовных преемников ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани — хваджи ‘Арифа Ривгари, хваджи Махмуда Анджира Фагнави, хваджи ‘Али Рамитани, хваджи Мухаммада-баба Саммаси (Симаси), хваджи амира Кулала, хваджи Баха’ ад-дина Накшбанда — отведены отдельные витрины. Здесь же приводятся их поучительные высказывания.
Музей частично включает в себя вещественную информацию об отношении амира Тимура и его наследников к представителям братства накшбандийа и духовенства в целом. Уникальный деревянный фрагмент из портала мадрасы Улуг-бека в Бухаре со словами «Учиться наукам — обязанность мусульманина и мусульманки» демонстрирует просвещенность этого могущественного правителя и его покровительство наукам и ученым.
В витрине, посвященной жизни и духовной деятельности Баха’ ад-дина Накшбанда, выставлены образцы тканей, лаух (подставка для книг), рукопись сочинения Мухаммада Парса (ум. в 1420 г.) Анис ат-талибин ва ‘уддат ас-саликин, медный кашкул, подаренный мазару Баха’ ад-дина. Здесь же можно ознакомиться с правилами братства накшбандийа, разработанными Баха’ ад-дином применительно к новым историческим условиям.
Музей содержит экспозиционную информацию о последователях Баха’ ад-дина — ‘Ала’ ад-дине ‘Аттаре, хвадже Мухаммаде Парса и о тех представителях братства накшбандийа, которые развивали основные положения его учения, в частности о хвадже Ахраре (ум. в 1490 г.) и джуйбарских шайхах (XVI–XVII вв.).
Один из уникальных экспонатов музея — деревянное надгробие Сайф ад-дина Бахарзи (ум. в 1261 г.). В 1927 г. оно было передано в распоряжение Бухарского музея. Надгробие само по себе — уникальное произведение прикладного искусства, резьбы по дереву. Часть его украшена кораническими айатами. По двум сторонам расположены два мраморных надгробия с эпитафией, когда-то находившихся на мазаре Баха’ ад-дина Накшбанда. Одно из надгробий принадлежало Биби-пашша — матери бухарского правителя Аштарханида Абу-л-Файз-хана (1711–1747). Биби-пашша вмешивалась в государственные дела, но, несмотря на свою властность, не смогла пресечь дворцовые интриги, повлекшие за собой отстранение от власти ‘Убайд Аллах-хана (1702–1711).
Внимание посетителей привлекает вакфный документ бухарского правителя из Мангитов Данийал-бия аталыка (1758–1785), составленный в 70-е гг. XVIII в. Согласно этому документу, Данийал-бий аталык приобретает в бухарских туманах несколько земельных участков и обращает их в вакф в пользу мавзолея, мечети и мадрасы при мазаре Баха’ ад-дина Накшбанда.
В разделе «Влияние суфизма на классическую литературу Востока» экспонируются суфийские сочинения Фарид ад-дина ‘Аттара (1145–1221), ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492), ‘Али-шира Нава’и (1441–1501), Рахим-бабá Машраба (1640–1711), в творчестве которых суфизм занимал особое место.
В последних разделах экспозиции представлены фотографии современных накшбандийцев, фрагменты из реставрационных работ архитектурного комплекса Баха’ ад-дин, а также научные труды по суфизму отечественных и зарубежных ученых.
В целом Исторический музей Баха’ ад-дин Накшбанд создан с учетом современных требований музейно-экспозиционной работы. Его экспонаты нацелены на духовное и нравственное воспитание молодого поколения, на привитие ему уважительного отношения к историческому, духовному и культурному наследию предков.
Х.Тураев