Исхак-баб — известный в районах гор Каратау (Южный Казахстан) «святой», считающийся основателем рода хваджей Аккорган (Ак-корган). Его святыня находится в селении Баб-ата в Созакском районе Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. Согласно местной сакральной истории, И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в пятом (вар.: седьмом) колене, прибывший во главе 50-тысячного войска из Сирии (аш-Шам) в Туркистан для распространения ислама. В представлениях местного населения, это воин-герой огромного роста (7 кари, более 3,5 м), невероятной силы (один противостоял 3 тыс. воинов). Большинство «святых» (аулийа’) этого региона, от Ташкента и Сайрама до Кзыл-Ординской области Казахстана, считаются его сподвижниками (Баба Туклес, Абу Бакр ал-Каффал аш-Шаши, ‘Абд ал-‘Азиз-баб, Йуваш-баб, Чинарлик-шайх, Хасан Басили, Баб-и ‘Араб) и потомками (хваджа Ахмад ал-Йасави, Арслан-баб, маулана Сафи ад-дин Урунг Куйлаки). Расположение мазара И.-б. в центре хребта Каратау, сведения письменных родословных хваджей Ак-корган об «оживлении» (ихйа’ килган) им земель и горных речушек по обе стороны горы указывают на то, что это место когда-то было связано с культом природы. Считалось, что высокие урожаи на этих землях обеспечивались молитвами (ду‘а’) в честь И.-б. Посещение его могилы приравнивалось к паломничеству к могилам пророков. Согласно преданиям, чудотворную силу И.-б. получал от общения с пророком хадрат ал-Хидром, для чего он держал суфру, доставшуюся ему от предков. И.-б. был первым в Туркистане держателем суфры (суфра-дар), причем во всех списках генеалогий хваджей это слово пишется с буквой сад, а не син, что дает основание связать его происхождение с ас-сахифа ас-сафра’ («Желтый свиток») кайсанитов-мубаййидитов. Многочисленные документы-родословные туркистанских хваджей ХVIII-ХIХ вв., составленные на основе более ранних письменных родословных, и устные предания содержат достаточно серьезный материал для отождествления образа И.-б. с Исхаком ат-Турком у Ибн ан-Надима (X в.). В них И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии, сын Абу Муслима, в 767–68 г. по маршруту Хурасан/Хорасан–Фаргана/Фергана–Шаш прибыл в страну тюрков (аради ат-турк, Туркистан). В дальнейшем мубаййидитские традиции посвящения в наставники (суфрадарлик килмак) сохранились у суфиев братств йасавийа и бекташийа.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист. Ал-Кахира, 1969, 497; История халифов анонимного автора XI в. Факсимиле рукописи. Предисловие и краткое изложение содержания П.А.Гряззневича. М., 1967, л. 246а-б; Насаб-нама-йи аулад-и Занги- ата. Рук. № 31 Каршинского краеведческого музея (Республика Узбекистан); Сафи ад-дин Урунг Куйлаки. Насаб-нама. Туркестан, 1992; А.К.Муминов. О происхождении братства йасавийа // Ислам, 219–231.
А.К.Муминов ал-Кикуни