‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В Индии оно было известно как шаттарийа, в Турции — бистамийа, в Иране и Центральной Азии — ‘И. по имени шайха Абу Йазида ал-‘Ишки (XIII в.). Происхождение и цепь духовной преемственности ‘И. не совсем ясны. Мавараннахрская линия этого братства реконструируется следующим образом: Абу-л-Хасан ал-‘Ишки > Худай-кули (ум. в 1419 г.) > его сын шайх Мухаммад (ум. в 1451–52 г.) > его сын шайх-заде Илйас (ум. в 1472 г.) > его сын шайх—заде Абу-л-Хасан II (ум. в 1488 г.) > его сын шайх—заде Мухаммад Садик (ум. в 1545 г.) > его сын Абу-л-Хуаайн-ахунд) (ум. в 1560 г.). Насколько известно, первый шайх этой линии, поселившийся в Мавараннахре, — Абу- л-Хасан ал-‘Ишки, современник Баха’ ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г.). В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов братства: личный аскетизм шайхов. Неизвестно, всегда ли шайхи ‘И. придерживались этого, но уже шайх—заде Илйас отошел от некоторых первоначальных принципов братства: он основал обширное хозяйство, поддерживал тесные контакты с властями предержащими.
Большую часть муридов и мухлисов шайх—заде Илйаса составляли представители тюркских кочевых и полукочевых племен предгорных верховьев Кашка-дарьи и горной области Кух-и Нур (50-60 км к западу от Самарканда). Его обитель (ланиар) в горах Нур — Астана-ата стала наиболее ранним центром ‘И. в Мавараннахре. Однако позже шайхи ‘И. были вынуждены ограничить свою деятельность долиной Кашка-дарьи, где в конце ХV в. они основали новые обители — Катта Лангар (Камашинский район) и Кичик Лан-гар (Чиракчинский район). Основная причина перемещения центра — конфликт шайх—заде Илйаса ‘Ишки с политическим и духовным руководителем братства накшбандийа хваджой Ахраром (ум. в 1490 г.). Последний взял под защиту своего приверженца Мухаммада Киши, открыто порицавшего ритуальную практику ‘И. — «громкий» зикр (джахр), сопровождаемый танцем (ракс), что вызвало озлобление тюрков Кашка-дарьи — муридов и последователей ‘И. Конфликт побудил шайх—заде Илйаса написать влиятельному придворному чиновнику Мухаммаду Тархану письмо, в котором он характеризовал хозяйственную деятельность хваджи Ахрара как не соответствующую законам шари‘ата. Однако Мухаммад Тархан к тому времени уже охладел к шайх—заде Илйасу и имел тесные контакты с хваджой Ахраром, которому и было показано письмо. Через некоторое время (до 1472 г.) на лангаре ‘И. в Кух-и Нуре началась холера, что заставило шайхов ‘И. перебраться в верховья Кашка-дарьи. Возможно, другая причина «исхода» — давление хваджи Ахрара (добившегося тогда значительного влияния на Тимуридов), которого раздражало желание некоторых его учеников (в частности, известного Мухаммада Кази) установить духовный контакт с шайх—заде Илйасом ‘Ишки.
С завоеванием Мавараннахра Шайбанидами (1500–1603) кашкадарьинские шайхи ‘И. вновь обрели утраченное политическое влияние. Опираясь на военизированные тюркские племена, они иногда вмешивались в междоусобные конфликты Шайбанидов. Главным центром ‘И. стал Катта Лангар, где были построены мечеть, ханака и родовая усыпальница (макбара, гунбаз).
На протяжении примерно XV–XVI вв. руководство в братстве переходило по наследству. Таким образом, ‘И. стало одним из первых в Мавараннахре суфийских братств (после кубравийа/бахарзийа в Бухаре), в котором утвердилось наследственное наставничество.
Шайхи ‘И. продолжали свою деятельность вплоть до начала XX в. в долине Кашка-дарьи и Бухаре. Некоторые положения учения о мистическом Пути ‘И. (наряду с доктринами йасавийа, кубравийа и накшбандийа) стали идеологической основой позднесредневековых братств региона (в частности, бухарского братства ишан-и имла’).
Обители (ед.ч. лангар) ‘И. прошли обычный для суфийских центров путь становления и развития: вокруг могилы основателя ветви братства и его потомков появлялось и постепенно разрасталось кладбище (мазаристан), где стремились быть похороненными муриды, почитатели, местная знать и даже представители правящих династий. На самом раннем лангаре ‘И. — Астана-ата (северо-западная часть Самаркандского оазиса) сохранился мавзолей (7,5×8 м) из жженого кирпича (25×25 см); в интерьере расположены три надгробия, отмечающие могилы шайха Худай-кули, его сына шайха Мухаммада и внука — шайх-заде Илйаса. Помимо обычных сведений о погребенных (дата смерти, титулатура, краткая родословная) надписи содержат дополнительную информацию о шайхах ‘И. (в частности, о связях шайха Худай-кули с иранскими (кирманскими) шайхами ‘И., один из которых, хваджа Махмуд, называл себя его муридом и даже установил ему надгробие; в надписи надгробия шайх—заде Илйаса упоминается о его хаджже в Священные города— Макку/Мекку и ал-Мадину/Медину). Погребальная эпиграфика позволила установить, что на мазарах ‘И. похоронена в основном тюркская военно-бюрократическая знать.
К западу от мавзолея в XVI в. была построена ханака (8,2×26 м) из квадратного жженого кирпича (28×28 см) в виде двухчастной открытой галереи. В настоящее время ханака отреставрирована и в ней проводятся пятничные и праздничные богослужения.
Другая обитель ‘И. — Катта Лангар (восточная часть долины Кашка-дарьи). Самое большое и древнее из сохранившихся здесь зданий — мечеть (28,5×33 м) с плоским перекрытием, которая была возведена (согласно сохранившейся мозаичной хронограмме над входом) в 921/1515-16 г., из жженого кирпича, с верандой (айван) на южном фасаде. Примерно в то же время была возведена родовая усыпальница (8,2×8,45 м), перекрытая куполом, в которой похоронены три шайха ‘И. — Абу-л-Хасан II, его сын шайх—заде Мухаммад Садик и сын последнего Абу-л-Хасан-ахунд. Со временем здесь образовался солидный комплекс: кладбище (мазар), мечеть с пристройками, в том числе помещения для приготовления пищи, новый зал мечети (конец XVII — начало XIX в.), были отремонтированы старые сооружения. До сих пор сюда стекаются паломники из долины Кашка-дарьи и других областей. Здесь же до последнего времени проводили древние праздники (саййил, гул—и сурх и т.д.), сопровождаемые ритуалами, напоминающими «громкий» зикр (джахр).
Согласно одному из местных преданий, основатель братства ‘И. Баба ‘Ишки родился в округе Мекки в семье представителя местной знати. Став признанным авторитетом среди ‘улама’ он поссорился с правителем (амир) Мекки из-за того, что оба претендовали на обладание «подлинным» Кораном ‘Усмана. В результате амир Мекки наслал на семью Баба ‘Ишки холеру. Последнему удалось спасти своего малолетнего сына, которого спрятали в переметную суму (вместе с упомянутым Кораном), закрепили ее на белом верблюде и отправили его в путь. Верблюд шел, пока не истощился его горб, и оказался в месте, где расположен Катта Лангар. Возможно, в этой легенде отражены какие- то реальные события. Что касается Корана из Катта Лангара, то наряду с другими старинными экземплярами он считается знаменитым «Кораном ‘Усмана».
На фризах ханаки, мечети и мавзолея сохранились мозаичные надписи, в основном коранического содержания (Коран, 2:183, 256, 257 и т. д.). В мечети находится сундук, изготовленный (судя по надписи) по приказу Музаффар-хана (1860–1885) для хранения рубища (хирка) Пророка; согласно местным легендам, в этом же сундуке хранился упомянутый «священный Коран ‘Усмана». Судя по погребальному эпиграфическому материалу, на Катта Лангаре кроме шайхов ‘И. и их потомков похоронены представители тюркской военной аристократии; в большинстве случаев в эпитафиях упомянуты роды, к которым они принадлежали (Кийат, Мангит, Найман, Билкут и др.).
В настоящее время мечеть Катта Лангара — действующая.
Лит-ра: Маулана Мухаммад б. Бурхан ад-дин (Мухаммад Кази). Силсилат ал-‘арифин ва-тазкират ас-сиддикин. Рук. ИВ АН РУз., № 4452, 1176; Кашифи. Рашахат II, 541–543, 621, 629–630; Ахмад Кашмири. Шаджара-йи табакат-и анбийа ва-машайих ва-силсила-йи тарикат-и анха / Рук. ИВ АН РУз, № 1426, 280а-290б; Хафиз—и Таныш Бухари. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Т. 1. Пер., примем, и коммент. М.А.Салахетдиновой. М., 1983, 162–163; Насир ад-дин Ханафи ал-Бухари. Тухфат аз-за’ирин. Ново-Бухара (Каган), 1910 (литография), 68; М.Е.Массон. Катта Лангар в области средневекового Кеша // Тр. ТГУ. 1966, вып. VII, 66–105; Р.Р.Абдурасулев, Л.И.Ремпель. Неизвестные памятники архитектуры бассейна Кашкадарьи // Искусство зодчих Узбекистана. Вып. 1. Таш., 1966, 32–37; Б.Бабаджанов. Эпиграфические памятники мусульманских мазаров как источник по истории суфизма (на примере мазаров Астана-ата и Катта-лангар) // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Таш., 1991, 89–97; Е.А.Резван. Коран ‘Усмана. СПб., 2004.
Б.М.Бабаджанов