ЙА̄ДЖӮДЖ и МА̄ДЖӮДЖ (Йаджудж ва Маджудж) — коранические персонажи, враждебные людям существа, живущие на крайнем востоке земли. Гог и Магог Библии. В коранической истории о Зу-л-Карнайне рассказано, что, «когда он достиг места между двумя преградами», жившие там люди попросили построить между «преградами» стену, чтобы уберечь их от Й. и М., которые «распространяют нечестие на земле». С помощью Аллаха Зу-л-Карнайн построил между двумя горами стену, щели в которой залил расплавленным железом. С тех пор Й. и М. «не могли взобраться на это и не могли там продырявить». Тогда же Зу-л-Карнайн предрек, что накануне конца света стена эта превратится в прах (К. 18:93/92—98/97); для Й. и М. откроется путь к людям, и «они устремятся с каждой возвышенности» (21:96).
Согласно послекораническому преданию, Й. и М.—существа огромных размеров. У некоторых из них огромные уши, которыми можно закрыть тело. Каждую ночь они роют подкоп под стену, возведенную Зу-л-Карнайном, но Аллах наутро уничтожает все, сделанное ими. Накануне конца света Й. и М. покорят всю землю, убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озер, а затем станут стрелять по небесам. Тогда Аллах уничтожит их, послав с неба червей, которые закупорят носы, рты и уши Й. и М.
Библейский образ попал в Коран через сирийские христианские легенды, в свою очередь связавшие его с мотивами «Романа об Александре». Популярность мотива сдерживающей Й. и М. стены, занимающего много места в Коране, подкреплялась, видимо, образом хорошо известной мусульманским географам и путешественникам Великой Китайской стены, оберегавшей Китай от набегов кочевников.
Лит-ра: aт-Табари. Тафсир, 16, 12—23; ас-Са‘лаби. Кисас, 206—207; ал-Казвини. ‘Аджа’иб, 448; ал-Байдави. Тафсир, 2, 573, 624; Nöldeke. Beiträge; Friedlaender. Chadhirlegende; Horovitz. Untersuchungen, 150—151; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 366, 369—370; Paret: Kommentar, 320; Beltz. Sehnsucht, 175—176, 186; A. J. Wensinck. Yadjudj wa-Madjudj. — EI, 4, 1236—1237.
М.Б.Пиотровский