ЙАХӮД — иудеи. Термин появляется в Коране в мединский период, означает иудеев — современников Мухаммада или иудеев вообще, обычно стоит рядом с насара (христианами) (3:67/60; 5:18/21, 82/85; 9:30 и др.). До Медины в многочисленных ссылках на иудейскую священную историю употреблялось в основном обозначение бану Исра’ил — «сыны Израилевы». В Коране отразилось двоякое отношение к иудеям. С одной стороны, они придерживались тех же принципов единобожия, что и мусульмане, также связаны с миссией Ибрахима (Авраама), ислам как бы очищал и восстанавливал строгое единобожие, утерянное иудаизмом, иудеи относились к категории ахл ал-китаб — «людей Писания». В Мекке и в начале пребывания в Медине Мухаммад предполагал найти среди иудеев, которые составляли значительную часть населения Йасриба (Медины) и многих оазисов Северной Аравии, соратников и последователей. Обращение к ним, как к близким по духу людям, и содержит Коран. Однако иудеи Йасриба не признали в Мухаммаде пророка, встретили его недоверием и насмешками, а затем открыто враждовали с ним, вступив в союз с курайшитами. В результате в первые годы хиджры произошел ряд стычек мусульман с исповедовавшими иудаизм йасрибцами, приведших к изгнанию из Медины членов племен кайнука‘, курайза и надир, а затем к военным походам против иудейских центров Хайбар, Фадак и др.
Вражда с аравийскими иудейскими общинами также отразилась в Коране. В религиозном плане в мединский период Мухаммад все острее ощущал и воспринимал ислам как отдельную религию, отличную от иудаизма и христианства, что вело к более резкому отмежеванию от них. Тогда и появляется обвинение иудеев в обожествлении Ездры (‘Узайра, 9:30).
Общая религиозная концепция Корана ставит Й. как ахл ал-китаб в промежуточное состояние между верующими и неверующими. Ибрахим (Авраам) считается общим предком евреев и арабов, мусульмане имеют много общих с иудеями почитаемых персонажей и святых мест (например, Иерусалим, гробница Ибрахима [Авраама] в ал-Халиле [Хеброне]). Согласно мусульманской правовой теории, Й. входят в категорию ахл аз-зимма — людей, находящихся под опекой мусульманского государства. Общины Й, подчинялись своим руководителям, которые и осуществляли все контакты с мусульманскими правителями, не вмешивавшимися в дела внутренней жизни общин И.
В средние века Й. благополучно существовали во всех районах мусульманского мира, даже в Южной Аравии, хотя Мухаммад якобы приказал очистить Аравийский полуостров от представителей любых других религий, кроме ислама. Отношение к Й, в мусульманском мире было терпимее, чем к их единоверцам в Европе.
В мусульманских государствах, особенно в VIII—IX вв,., обращенные в ислам и сохранявшие свою веру И. часто занимали видные административные посты. Иудейские торговцы играли весьма важную роль в экономической жизни мусульманского средневековья. В иудейских общинах в мусульманских странах в средние века шла активная культурная деятельность, развивались богословские и философские школы, создавалась художественная литература. Несмотря на религиозные границы, культура этих общин взаимодействовала с культурой окружающих народов. Поначалу, в VIII—XI вв., арабо-мусульманская культура питалась многими историческими представлениями, легендарными сюжетами и богословскими идеями иудейского общества. Постепенно происходил обратный процесс — мусульманские легенды, художественная литература, грамматические учения, философские идеи проникали в иудейскую среду. В средние века обиходным языком иудеев Ближнего Востока становится арабский. На нем, хотя и еврейским шрифтом, велась значительная часть деловой переписки, записывались сказания и легенды, существовала своеобразная литература.
В колониальную эпоху европейские державы начали использовать иудейские и христианские общины в своих интересах для проникновения в страны мусульманского Востока. В XX в. среди иудейских общин арабских стран большое распространение получила сионистская пропаганда, что привело во многих случаях к резкому обострению межобщинных отношений. После создания в 1948 г. государства Израиль подавляющее большинство иудеев арабских и мусульманских стран переселилось туда, составив особый слой израильского населения (потомки сефардов и членов восточных иудейских общин, например йеменской). Немногочисленные иудейские общины и по сей день существуют в некоторых мусульманских странах, например в Марокко, Ираке, Сирии.
Лит-ра: Мец. Ренессанс, 38—58; Tritton. The Caliphs; Fattal. Statut; S. D. Goitein. Jews and the Arabs. N.Y., 1955; H. Speyer. Yahud. — EI, 4, 1240—1242.
М.Б.Пиотровский