ЙА̄ СӢН — название 36-й суры Корана, происходящее от стоящих в ее начале двух букв арабского алфавита — йа и син. Иногда их толкуют как сокращение от фразы йа инсан — «о человек!», однако точное значение этих, как и других отдельных букв, стоящих в начале многих сур, ни мусульманской традиции, ни науке пока не известно. Считается, что сура Й. С. облегчает людям физические страдания, поэтому ее принято читать вслух у постели умирающего или во время поста. Читают ее и на похоронах. Свитки с текстом этой суры носят на теле как талисман. Ее название употребляется и в качестве мужского имени. По преданию, Мухаммад якобы называл ее «сердцем Корана» (калб ал-Кур’ан).
Сура относится к середине мекканского периода и содержит все основные мотивы коранической проповеди. Среди них: поношение неверующих, отказывающихся признать Мухаммада, и призыв к Пророку больше верить тем, кто давно и тайно его поддерживал. В назидание приводится рассказ о том, как были уничтожены жители некоего селения (асхаб ал-карйа), которые не доверили проповеди пришедших к ним посланников и убили, закидав камнями, человека, принявшего веру в Аллаха, которую проповедовали пришельцы. В рассказе использована история о двух апостолах Христа, схваченных в Антиохии, которых освободил посланный в город третий апостол—Петр. В суре содержатся обычные для Корана доказательства могущества Аллаха — сотворение им всего, что есть на земле, его способность оживлять, спасение им людей в ковчеге Нуха (Ноя), даны краткие описания Последнего суда, рая и ада, завершающиеся снова утверждением всемогущества Аллаха. Особая популярность суры Й. С., возможно, связана с многократно повторяющимся в ней мотивом оживления людей и природы.
Лит-ра: Крачковский. Коран, 584; ат-Табари. Тафсир, 22, 97—104, 23, 2—22; ал-Байдави. Тафсир, 2, 156; Paret. Kommentar, 410—414.
М.Б.Пиотровский