К̣А̄БӢЛ и ХА̄БӢЛ— персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам не поднимет руку на брата, а убийца неминуемо попадет в ад. Убийство одного свершилось, и Аллах послал ворона, который, разрывая землю, показал, как спрятать труп. Однако убийца не смог этого сделать и раскаялся. После этого якобы сынам Израиля было запрещено убивать, ибо «кто убил душу не за душу и не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (5:27/30—32/35).
Комментаторы приводят имена — К. (вар. Кайн), X. и сообщают причину ссоры. Каждый из братьев имел сестру-близнеца. Адам приказал им жениться каждому на сестре другого. К., однако, захотел жениться на собственной сестре— красавице Аклиме, а не на некрасивой сестре X. Лабуде. Этот спор и должен был решить жребий в виде жертвоприношения. Поскольку последовавшее за ним убийство было первой на земле смертью, К. не знал, что делать с трупом, и год носил его на спине в мешке и лишь затем похоронил, увидев, как разрывает землю ворон. С потомками К. предание связывает изобретение музыкальных инструментов, игр и развлечений, отвлекающих людей от благочестия и труда. Народные легенды Южной Аравии помещают могилу К. в Адене.
Мусульманский рассказ восходит к библейскому, содержит ряд мотивов, прямо восходящих к иудейскому послебиблейскому преданию. Возможно, что на образ К. повлияли и христианские варианты легенды, сохранившие диалог братьев. Характер введения рассказа в текст и его стилистическое оформление показывают, что он излагался как нечто неизвестное слушателям. История сыновей Адама содержится в одной из самых поздних сур и связана с объяснением различных правил поведения и запретов.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 137—164; он же. Тафсир, 6, 119—129; ас-Са‘лаби. Кисас, 25—26; ал-Киса’и. Кисас, 72—73; ал-Байдави. Тафсир, 1, 254; Horovitz. Untersuchungen, 131; Speyer. Erzählungen, 24—28; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 293—294; Paret. Kommentar, 119—120; G. Vajda. Habil wa-Kabil.— EI. NE. 3, 14—15.
M.Б.Пиотровский