К̣УТ̣Б («ось», «полюс»)—верховный «святой» суфийской иерархии (см. вали); в суфийской философии отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Представления о К. как о непогрешимом «наместнике» (халифа) бога на земле, его посреднике в отношениях с людьми, которому ведом «тайный» смысл пророческого откровения (батин ан-нубувва), разительно напоминают шиитские и особенно исма‘илитские концепции имама. Не исключено, что они и в самом деле заимствованы суфиями у шиитов.
Упоминания К. и других членов суфийской иерархии встречаются уже у ат-Тустари и ат-Тирмизи (конец IX в.). В X—XI вв. существование К. признавали, по-видимому, все суфии. Считалось, что одновременно в мире может находиться только один К., поэтому его нередко называли «полюсом времени» (кутб ал-вакт), а также «владыкой эпохи» (сахиб аз-заман) и «мужем времени» (мард-и вакт), как имама у шиитов. Главную функцию К. суфийские мыслители видели в «наместничестве» или «представительстве» (хилафа) бога в дольнем мире. К. призван поддерживать угодный богу миропорядок с помощью сонма подчиненных ему «святых» — аутад, абдал, нукаба’ и др. Наиболее детально учение о К. было разработано в трудах Ибн ‘Араби и его последователей.
Ибн ‘Араби различал «внешнее наместничество» (хилафа захира), ограниченное временными, территориальными и этническими рамками и сводящееся к поддержания буквы религиозного закона, и «скрытое наместничество» (хилафа батина)— осуществление вселенской роли человека как причины и необходимого условия бытия. В отдельных случаях оба вида «наместничества» могут сочетаться в одном человеке. Примерами подобного сочетания, согласно Ибн ‘Араби, были пророки Адам, Да’уд, Мухаммад, халифы Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, его сын ал-Хасан, малолетний Му‘авийа б. Йазид, ‘Умар б. ‘Абд ал-‘Азиз и ал-Мутаваккил. В большинстве случаев «наместники» наделены лишь «скрытой» властью и неведомы основной массе людей. Обычно суфии считали К. самого совершенного вали своего времени.
На К. извечно устремлен взор Аллаха. Ему обязаны своим бытием существа скрытого и явного мира, ибо он распределяет среди них животворную «божественную милость» (ар-рахма), т. е. «эманацию» (ал-файд). К. незримо присутствует в этих существах, подобно тому как дух присутствует в теле. Знание К. исходит непосредственно от бога и содержит знания, распределенные между нижестоящими членами иерархии. Ему подчинены все существа вселенной, за исключением «единственных» (афрад), т. е. высших ангелов, которые не входят в иерархию и, подобно самому К., черпают свои знания непосредственно от бога. Их отличие от К. состоит в том, что они не обладают функцией «наместничества», которое предполагает неограниченную власть (тасриф) над вселенной. К. в узком смысле могли именовать самого совершенного представителя какого-либо разряда суфийской иерархии. Суфий, достигший совершенства в той или иной мистической «стоянке» (макам) либо в том или ином «состоянии» (хал), также мог именоваться их «полюсом». Согласно Ибн ‘Араби, любая, самая малочисленная община верующих обязательно имеет своего К., вокруг которого вращается ее духовная жизнь.
Пророки и посланники других народов также именуются «полюсами» (актаб). Они, однако, уступают любому «мухаммадову», т. е. мусульманскому К. (кутб мухаммади), которых, как полагал Ибн ‘Араби, 12.
Большинство суфиев приписывали К. сверхъестественные способности, знание тайного значения букв арабского алфавита (джафр) и буквосочетаний, предваряющих некоторые суры Корана. В целом, по мнению суфиев, К. мог стать только тот, кто достиг совершенства в «явном» (захир) и «тайном» (батин) знании о боге.
Постоянным местопребыванием К. суфийские авторы считали Мекку. В то же время сверхъестественные способности позволяли К. мгновенно перемещаться в пространстве и присутствовать в любом другом месте. Жители Каира, к примеру, верили, что он регулярно бывает в стенном проеме неподалеку от ворот Баб аз-Зубайла, куда обыкновенно приходили просители с подношениями. В том случае, когда К. выступал в роли защитника и покровителя страждущих, его называли «заступником» или «помощью» (ал-гаус).
С распространением суфийских братств «полюсами» стали именовать создателей некоторых из них: Абу Мадйана, аш-Шазили, ат-Тиджани, ас-Сануси и др. Наиболее популярны так называемые «четыре полюса» (ал-актаб ал-арба‘а): ‘Абд ал~Кадир ал-Джилани, Ахмад ар-Рифа‘и, Ахмад ал-Бадави и Ибрахим ад-Дасуки—основатели крупнейших суфийских братств кадирийа, рифа‘ийа, бадавийа, дасукийа. Им приписывали способность вмешиваться в мирские дела даже после смерти. «Полюсами» в суфийской литературе иногда называли крупных суфийских мыслителей, таких, как ат-Тустари, ат-Тирмизи, Ибн ‘Араби, аш-Ша‘рани и др.
Учение о К. и суфийской иерархии было подвергнуто критике знаменитым историком Ибн Халдуном. Он обвинил его сторонников в скрытой пропаганде исма‘илизма и «мессианства» (махдийа). К таким же доводам прибегают противники мусульманского мистицизма и поныне.
Шиитские мыслители, близкие к суфизму, нередко отождествляли суфийского К. со «скрытым имамом», которого они называли «полюсом полюсов» (кутб ал-актаб), «солнечным полюсом» (кутб-и шамси) и т. д. Сторонником подобных взглядов был, в частности, шиитский философ Хайдар Амули, считавший слова «имам» и «кутб» синонимами (мутарадифани), «относящимися к одной личности».
Лит-ра: ат-Тирмизи. Хатм, 494—495. указ.; al-Hujwiri. Kashf, Index; ас-Сухраварди. Маджму‘а, указ.; Ибн ‘Араби. Ал-Футухат; ал-Кашани. Истилахат, 145, 168; ‘Ата’ллах ал-Искандари. Лата’иф ал-минан. Тунис, 1304 г. х.; Amoli. La philosophie. Index; Дийа’ ад-дин ал-Кюмюшханли. Джами‘ ал-усул фи-л-аулийа’ ва-анва‘ихим ва-аусафихим. Миер, 1328 г. х., 2—16; Лэйн. Нравы, 20-4—206; М. аш-Шайби. Ас-Сила байн ат-тасаввуф ва-т-ташаййу‘. 2. Багдад, 1964, указ.; М. Е. Blochet. Etudes sur l’ésotérisme musulman.—JA. 1902, 19, 489—531, 1902, 20, 49—111; Corbin. En Islam, 1, 74—75, 92; Böwering. Mystical Vision, Index; Chodkiewlcz. Sceau; F. de Yong. Kutb.— EI, NE. 5, 543—546.
А.Д.Кныш