Кадимизм (от араб. кадим — «старый») — мировоззренческая установка, определённый тип идеологии, татарский вариант «традиционализма», направленный на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественного состояния и социальных институтов, формировавшихся в татарском обществе в процессе его исторического развития. К. возник как ответная реакция на изменения или же на перспективу перемен, которые обозначились в социально-экономической и духовно-идеологической жизни татарского общества в 1-й половине XIX в., когда наметился поворот на путь современного развития. Структурные изменения в обществе, связанные с проникновением буржуазных отношений в Россию, обусловили общее направление социально-экономического развития по капиталистическому пути, что, в свою очередь, повлекло существенные изменения в массовом сознании. Ситуация в татарском обществе в начале XIX в. отражала двойственность общественного сознания, ставшую результатом взаимодействия двух направлений — понимания необходимости радикальных идейных изменений и сохранения мощного консервативного пласта — силы традиций, ислама.
Формированию и распространению К. в татарском обществе способствовало социально-политическое положение татар в Российской империи. После утраты татарами во 2-й половине XVI в. своей государственности и, соответственно, традиционных политических и религиозных институтов, ислам в обществе обеспечивал определённую стабильность. Не избавляя общество от потрясений, ислам способствовал его регенерации, сохранению в нём элементов социальной структуры и продлению культурной традиции. Религия в татарском обществе обнаружила высокую способность к выживанию, беря на себя в немалой степени функции социальной интеграции, роль поборника и стража «правопорядка». Религиозные институты обеспечивали единение и примирение — социально и политически — разнородных элементов и делали возможной самоорганизацию татарского общества. В начале XIX в. в нём появились интеллектуальные силы, которые считали, что общество, располагающее только религиозной организацией, лишено возможности полноценного развития. По их мнению, универсалистские функции ислама, первоначально способствовавшие стабилизации общественной жизни, со временем становились составной частью механизма стагнации, и абсолютизация религиозного компонента в многогранном процессе интеграции привела к резкому ограничению возможностей развития в культурной, идеологической и других сферах жизни общества. Одновременно у основной части общества не было уверенности в том, что новые преобразования не приведут к размыванию основ традиционного татарского общества, в течение веков сохранившего этноконфессиональную целостность татар. К. возник именно в этот период, ставя своей основной целью ограждение общества от разрушительных перемен.
После революции 1905–1907 гг. в идеологии К. наметились определённые изменения. Если раньше К. опирался на веру в нерушимый порядок мира, то в условиях бурных перемен в российской действительности его представители вынуждены были признать, что человек нового общества поставлен перед множеством нравственных, политических, социальных и др. альтернатив. В связи с этим задача идеологов К. состояла в том, чтобы склонить человека к правильному выбору, а не в том, чтобы удержать его при унаследованном мышлении отцов и дедов. Ощущение изменяемости и многообразия социального мира представителей К. приводило к убеждению, что защита традиций должна строиться в первую очередь на соблюдении общих принципов (авторитет священнослужителей, антииндивидуализм, приоритет обычая и интересов махалли), а не всего социального порядка, существовавшего когда-то.В основе К. лежала идея о том, что фундаментом общества является естественным образом сложившаяся целостность, имеющая органический характер. Данная общность, в основе своей конфессиональная, обладает самодостаточным характером и трансцендентальной сущностью. Важнейшим элементом К. является также тезис о необходимости сохранения традиций, представляющих собой мудрость предков, отрицание которых может привести к исчезновению татар как этноконфессиональной общности. Представители К. апеллировали не к индивидуальному, а к коллективному разуму, накопленному опытом многих поколений. Выступая за защиту традиций, К. предполагает сохранение наследия как единого целого, а не в отдельных сферах (махалла, семья, религиозные обряды и т.д.), поэтому изменение любых сторон духовной жизни общества представляется опасным для существования целого. Для К. характерно познание мира как однородного целого, социальный порядок — это часть того же божественного и естественного неизменного миропорядка, нарушение которого должно заканчиваться возвращением к начальному положению. Мировоззренческие установки К. не признают альтернативу: в них нет проблемы выбора принципов поведения, ибо они приняты раз и навсегда как естественные и единственно возможные. Иные формы восприятия мира, если и признается возможность их существования, не становятся точкой отсчёта для сравнений, а способствуют формированию устойчивой неприязни к ним. Поэтому представители К. подвергали острой критике все новые проявления в сфере культурно-идеологических отношений и образования: мусульманское реформаторство, джадидизм и др.
Идеи К. у татар вплоть до 1917 г. имели широкое распространение, поскольку сохранение традиционного общества в условиях отсутствия иных социальных и политических институтов и условий их создания для них не потеряло своей актуальности. Одним из важнейших очагов воспроизводства идей К. были «старометодные» (кадимистские) медресе (мадрасы), среди которых наибольшей популярностью пользовались учебные заведения в деревнях Кшкар, Мачкара, Менгер, Сатыш, Саба (Казанская губ.), Тюнтер (Вятская губ.), Стерлибашево, Стерлитамак (Уфимская губ.). Основные идеи К. нашли отражение на страницах газет Дин ва ма‘ишат (араб. ма‘иша) и Байан ал-хакк. Видными представителями К. были И.Динмухаметов, Г.Мухутдинов, В.Хусаинов.
Лит-ра: Дж.Валидов. Очерки истории образованности и литературы татар. М., 1923; С.А.Дюдуаньон. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII — начало XX в.) // Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997; З.Т.Шарафутдинов, Я.И.Ханбиков. История педагогики Татарстана. Казань, 1998.
Р.М.Мухаметшин