Казань ― один из древних городов Восточной Европы, имеющий тысячелетнюю историю. Расположен на левом берегу р. Волга при впадении в неё р. Казанка. Древнее поселение возникло на рубеже I и II тысячелетий как пограничный пункт Волжской Булгарии ― раннефеодального государства в Среднем Поволжье, принявшего в 922 г. ислам в качестве официальной религии. Контролируя важные торговые водные и сухопутные пути Средневолжского региона, город постепенно развивался. Вероятно, уже в древний период он имел исламские культовые сооружения, преимущественно деревянные. После падения в результате монгольских нашествий главных городов Волжской Булгарии К. в ХIV в. становится центром одноименного княжества, сохранявшего преемственность развития с булгарскими исламскими городами. Княжеская К. имела объёмно-планировочную структуру исламского города: укреплённую цитадель и окружавший её посад (рабат). Достаточно полно в городе была представлена и типология мусульманской архитектуры ― мечети, минареты, мавзолеи-тюрбе, мадрасы, мактабы, караван-сараи, крытые базары и т.д.
В источниках середины XV в. упоминается о кирпично-каменных постройках, в том числе и о мечетях. В этот период К. становится столицей Казанского ханства. Расширяется территория цитадели, возводятся белокаменные крепостные стены и башни, новые мечети, мадрасы, мавзолеи, ханский дворец, дома знати и др. Рядовая застройка была преимущественно деревянной и характерной, вероятно, для всего Средневолжского региона. Русские летописи, современники и очевидцы захвата К. войсками Ивана Грозного в 1552 г. упоминали о великолепном виде К., мечетях Кул-Шариф, Нур-‘Али, Ханской, усыпальницах ханов и знати и других постройках.
В ханской К. сформировалась своеобразная, северная ветвь мусульманской архитектуры, на формирование которой оказали влияние, по мнению историков архитектуры, османская, золотоордынская, итальянская, местная и другие архитектурные школы. После захвата столицы и присоединения Казанского ханства к Русскому государству начался новый период в развитии К. Мусульманский город был практически разрушен. Оставшееся татарское население было выселено за пределы города во вновь организованную Татарскую слободу, отделённую от города не только озером Кабан и речкой Булак, но и деревянными стенами и рвом. Территория бывшей ханской цитадели была обнесена новыми каменными и деревянными стенами и башнями. В ней разместилась русская администрация. Бывший татарский посад был расширен, защищён деревянными стенами с башнями и заселён русскими. Мусульманская типология культовых построек была заменена православно-христианской. Ислам из государственной религии превратился в преследуемую религию. Нерусское население подвергалось насильственной христианизации. Отказ от принятия православия повлёк за собой ограничение гражданских и имущественных прав. Татарам запрещалось под угрозой наказания появляться в городе. Писцовые книги 2-й половины XVI ― начала XVII в. отмечали в Татарской слободе К. огромную скученность населения, которое продолжало жить здесь по предписаниям ислама. Несмотря на запрет, татары пытались строить мечети нелегально. В конце XVI в. казанский митрополит Гермоген сообщал в Москву, что целых 40 лет после взятия Казани в Татарской слободе не было мечетей, а теперь стали строить. Из Москвы казанским воеводам последовал приказ снести все существующие мечети и запретить строительство новых. Неоднократные царские указы и предписания местной русской администрации о запрете строительства мечетей привели к тому, что мусульманская монументальная культовая архитектура прекратила своё развитие и существование. От прежнего разнообразия типов культовых построек на долгие годы сохранился лишь тип деревянной приходской мечети с минаретом на крыше. В основе ее был четырёхстенный или шестистенный сруб, покрытый двускатной или четырёхскатной крышей, которую прорезáл минарет. Михраб, ствол минарета, крыльцо также делались срубными вплоть до XVIII в.
В 1-й половине XVIII в. в Казанской губернии широкий размах вновь получила кампания насильственной христианизации татар, организованная Новокрещенской конторой. Результатами её деятельности в К. явились организация Новокрещенской слободы из части Татарской слободы и строительство на её территории двух церквей.
В 1742 г. Сенат принял специальный указ о запрещении строительства мечетей в Казанской губернии. Выполнение этого указа в К. привело к уничтожению деревянных мечетей, существовавших в этот период в Татарской слободе. В конце XVIII в. в свете общей либерализации религиозной политики в правление Екатерины II и в результате неоднократных обращений татар к русской администрации, после более чем двухсотлетнего перерыва в Татарской слободе К. возобновилось строительство кирпично-каменных мечетей в формах российской архитектуры. Это мечети Марджани и Апанаевская (обе — 1769-70 г.). Русские архитекторы, используя композиционную и объёмно-планировочную схемы традиционной татарской приходской мечети, облекли её в современные для того периода стилистические формы барокко. При этих мечетях были официально образованы первые мусульманские приходы К. Ослабление давления на мусульманскую часть населения привело к массовому отходу крещёных татар от православия. С течением времени население Новокрещенской слободы практически стало мусульманским. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в одном квартале располагалась мечеть, а в соседнем ― церковь. Звуки азана перемежались колокольным звоном.
В конце ХVIII в. по решению русской администрации часть татарского населения была выселена во вновь образованную Новотатарскую слободу. Прежняя стала называться Старотатарской слободой. Рост населения в татарских слободах К. обусловил образование новых мусульманских приходов и строительство мечетей. В 1-й трети ХIХ в. в Старотатарской и Новотатарской слободах были построены ещё четыре кирпичные мечети в формах классицизма: Галеевская (1798 г.), № 11 (1801 г.), Иске Таш (1802 г.), Голубая (1815–1819 гг.). Продолжалось возведение деревянных мечетей. В середине ХIХ в. в черту города вошли промышленные слободы, в которых на отдельных улицах были расселены татары и русские, имевшие свои приходы и культовые сооружения. Деревянные мечети были в Адмиралтейской, Пороховой, Ягодной слободах. При мечетях имелись учебные заведения ― мадрасы. В 1845 г. на Сенном базаре была построена мечеть («Сенная»), ставшая этапной в развитии мусульманских культовых сооружений К. Впервые была использована композиция зальной купольной мечети с наземным минаретом, примыкающим к вестибюлю с северной стороны. По этой схеме были построены Султановская (1865 г.), Бурнаевская (1872 г.), Азимовская (1890 г.), Розовая (1906 г.) мечети. К началу ХХ в. в К. существовало 11 мусульманских приходов. С конца XVIII в. при мечетях организовывались мусульманские учебные заведения. Наиболее известными из них были мадрасы: Апанаевская, Марджанийа, Мухаммадийа. Большинство мечетей и мадрас располагались в татарских слободах, жилая застройка которых отличалась от облика центральной, русской части К. Своеобразие татарским слободам придавали мечети, располагавшиеся не на площадях, а на пересечении улиц по диагоналям кварталов, а также жилые усадьбы дома. Последние выделялись планировочными особенностями и характерным архитектурно-декоративным оформлением (сочетанием элементов классицистической архитектуры и татарского народного зодчества, полихромным колоритом). Влияние ислама проявилось в разделении жилищ на мужскую и женскую части, размещении входов в дома только со двора, устройстве декоративных резных решеток перед окнами для защиты их от посторонних взглядов.
В 1926 г. была построена Закабанная мечеть. Новые веяния проявились в размещении её в русской части города. В советский период не велось строительство новых мечетей. Многие здания мечетей были приспособлены для других функций с разрушением минаретов и внутренней перепланировкой помещений. Только мечеть Марджани избежала этой участи.
Строительство мечетей в К. возобновилось в 1988 г. на волне перестройки. За последнее десятилетие в разных районах города построены 9 мечетей, отражающие современное состояние мусульманской культовой архитектуры столицы Татарстана. В Старотатарской и Новотатарской слободах К. сохранились мечети, построенные до конца ХIХ в. Они возвращены восстановленным или вновь созданным мусульманским приходам. Здания мечетей реставрируются с восстановлением минаретов и интерьеров молельных залов. Новые мечети возведены в кварталах новостроек и жилых районах на месте бывших слобод за рекой Казанкой. Это мечети: Булгар (1991 г., архитекторы Е.И.Прокофьев, В.П.Логинов), Рамазан (1994 г., архитектор С.С.Айдаров), Хузайфа б. ал-Йаман (1996-97 г., архитектор В.Е.Белицкий), Медина (1997 г., архитектор Р.В.Билялов) и другие. В 1996 г. проведён конкурс на проект мечети, которая стала бы знаком возрождения легендарной многоминаретной мечети Кул-Шариф ханской К., утраченной после падения города в 1552 г. Новая мечеть Кул-Шариф возведена в Казанском кремле по проекту группы архитекторов (А.Г.Саттаров, А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров), победивших в этом конкурсе. На правом берегу р. Казанки построено здание Исламского университета (архитектор Р.В.Билялов).
Лит-ра: Н.Х.Халитов. Архитектура мечетей Казани. Казань, 1991; Г.Н.Айдарова—Волкова. Архитектурная культура Среднего Поволжья. Казань, 1997; Н.Х.Халитов. Архитектура ханской Казани. Казань, 1999; Х.Г.Надырова, Р.Р.Салихов, Р.Р.Хайрутдинов. Мечети Татарстана. Казань, 2000.
Х.Г.Надырова