Каргалы — крупнейший комплекс коранических школ в дореволюционном Башкортостане. Первое исламское учебное заведение (мадраса) в Каргалинской слободе (с 1784 г. — Сеитовский посад) возникло при соборной мечети в 1746 г., через год после основания казанскими купцами во главе с Сагитом Хаялиным этого торгового предместья в 18 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргала. С ростом слободы как одного из значительных российских центров торговли с восточными странами при солидной поддержке мусульманского купеческого капитала там возникли новые мадрасы при второй мечети (построена в 1760 г.), при третьей (1773), при четвертой (1789), при пятой (1802) и т. д. В 1869 г. в Каргале было 9 мадрас и начальных школ (мектеб) с 496 учащимися (шакирдами). К концу XIX в. число учащихся возросло до 700, но к 1913 г. оно понизилось до 498, несмотря на то что начальных и средних школ стало 10.
К. были типичными исламскими учебными заведениями среднеазиатского типа. Мусульманские традиции в них внедрялись и поддерживались преподавателями (мударрисами), прошедшими курс бухарских, самаркандских и других мадрас, или же уроженцами известных мировых исламских центров, занимавшимися в Сеитовском посаде обучением местной молодежи, — таковыми, например, были Ишнияз б. Ширнияз из Хорезма (ум. в 1791 г.) и Вали ад-дин б. ал-Хасан ал-Багдади (Хаджжи Багдади) (1755-56–1831-32), имам восьмой каргалинской мечети.
Не всегда и не все К. поддерживали высокие стандарты образования. Возвышение или угасание того или иного учебного заведения было связано с личностью мударриса, а также купца-мецената. На рубеже XVIII–XIX вв. лучшей постановкой учебно-воспитательного дела отличалась мадраса ‘Абд ар-Рахмана б. Мухаммадшарифа (1743–1826). Слава этой школы была не меньше, чем бухарских. В пореформенный период популярностью пользовалась мадраса имама первой соборной мечети мударриса Хайруллаха/Хайр Аллаха Махдума б. ‘Абд ар-Рахмана ал-‘Усмани (1866–1915), депутата 2-й Государственной думы.
С 1895 г. по инициативе и при материальной поддержке оренбургского купца-выходца из Сеитовского посада Гани-бая Хусайнова (1836–1902) началась реформа каргалинских мечетских школ. В 1900–1901 гг. под руководством известного татарского писателя и общественного деятеля Ф.Карии (1870–1937) при одной из местных мадрас работали всероссийские летние педагогические курсы по подготовке учителей для новометодных начальных школ (мектеб). Но преобразования были заметны лишь в области начального образования, большинство же каргалинских мадрас вплоть до их закрытия на рубеже 10-20-х гг. XX в. продолжали функционировать на старой, религиозно-схоластической основе, в связи с чем их былая слава померкла. К 1913 г. в той или иной мере были реформированы только четыре местных мадрасы в первом, втором, пятом и девятом приходах.
Устойчивая работа значительного числа мечетских школ способствовала превращению Сеитовского посада в один из крупнейших образовательных и религиозно-культурных центров Российского Востока. До открытия Оренбургского магометанского духовного собрания (1789) каргалинские ‘улама’ играли ведущую роль при выборе и утверждении руководителей религиозных общин местных мусульман, в частности, они экзаменовали кандидатов на занятие должности высших мусульманских правоведов и проповедников (ахун). В К. обучалось кроме мусульман края значительное число шакирдов из соседних губерний и Казахстана. Авторитет Сеитовского посада был настолько велик, что в конце XVIII в. даже взрослые имамы и мударрисы со всего Поволжья устраивались учиться в Каргале, отказавшись от своих учеников и прочих религиозных дел. Каргалинские имамы, мударрисы и мыслители (татарский поэт суфий Абульманих/Абу-л-Маних ал-Каргали (1782–1833), суфийский поэт шайх Хибатулла/Хибат Аллах ал-Каргалы (1796–1867) и др. оказывали заметное влияние на развитие общественной мысли в крае.
Лит-ра: Степанов. Каргала, или Сеитовский посад// Русский архив. 1897, № 5, 602-609; Рида ад-дин б. Фахр ад-дин. Сагид. Казань, 1897; Фарх- шатов. Народное образование, 18-19, 60^61.
М.Н.Фархшатов