Кари (араб. «чтец [Корана]») — литературный псевдоним признанного ещё при жизни узбекского поэта-мистика и каллиграфа Мир-Махмуда Мир-Шамс ад-дина угли (1832–1902). Родился в г. Коканде, там же под руководством известного чтеца Корана Хасана-кари выучил наизусть Коран и в честь учителя стал подписывать свои стихи псевдонимом Кари. Долгие годы К. служил имамом в квартальной мечети Ходжентского р-на Коканда. В своём доме он открыл «старометодную» школу для детей, где обучал их правильному чтению Корана и каллиграфии. В качестве каллиграфа переписывал литературные произведения и научно-религиозные трактаты, в частности, переписал поэтическое сочинение известного поэта-суфийя Маджзуба Намангани (ХIХ в.) Диван-и Маджзуб, посвящённое братству накшбандийа.
Поэзия К. носит исключительно религиозный и суфийский характер, и, судя по отдельным стихам поэта, посвящённым ал-гаусу ал-а‘заму ‘Абд ал-Кадиру ал-Джилани (ал-Гилани), сам он принадлежал к братству кадирийа.
К. составил сборник своих стихов под названием Диван-и Кари. Два списка-автографа этого сборника хранятся в Рукописном фонде Института востоковедения Академии наук РУз. В начале ХХ в. усиливается интерес к мистическим стихам К., следствием чего, видимо, стало посмертное издание (литография) в 1912 г. его книги под тем же названием.
После публикации этого сборника произведения К. стали ещё популярнее среди населения Туркестана. Об этом свидетельствуют восторженные отклики и хронограмма ташкентского поэта Мискина, посвящённые выходу этой книги. В ней представлены 250 стихотворений (5191 стк.), написанных в разных жанрах классической восточной поэзии. Многие стихи поэта посвящены восхвалению (на‘т) пророка Мухаммада, большое стихотворение отдельно посвящено его последним дням. Целые стихотворения поэт посвящал специально толкованию многих религиозных и суфийских терминов.
В узбекской поэзии появились продолжатели традиций поэзии К. Поэты Хазини (1867–1923), Ниса (1879–1966) и Хани (1884–1967) успешно продолжали религиозную тематику после К.
В Ферганском областном литературном музее им. Г.Гуляма (г. Коканд) хранятся два рукописных сборника стихов (байаз) К., народные певцы до сих пор исполняют песни на слова поэта. Однако в советское время сочинения К. из-за их религиозного содержания почти не издавались, и только после 1992 г. стали появляться в местной печати отдельные стихотворения поэта с краткими предисловиями. Поэтическое наследие поэта до сих пор ещё не опубликовано и не изучено.
К. похоронен на кладбище Типакурган в Коканде.
Лит-ра: Байаз (сборник) // ФФОЛМ. № 672. Автограф; Диван-и Кари. (Литография). Таш., 1912; О.Шарафуддинов. Узбек адабиёти хрестоматияси (Хрестоматия узбекской литературы). Таш., 1945, 220–224; А.Мурадов. Из истории искусства каллиграфии в Средней Азии. Таш., 1971, 128; М.Хамидов. Кулёзма баёзлар — адабий манба (Рукописные баязы — литературный источник). Таш., 1981, 43; П.Каюмов. Тазкира-йи Кайюми. Т. 2 / Изд. А.П.Каюмова. Таш., 1998, 313–315; А.Турдиалиев. Кари // Соглом авлод учун. Таш., 2003, № 10, 38–43.
А.Турдиалиев