КАСБ («приобретение», «присвоение»)—термин, обозначающий религиозно-этическую концепцию, сторонники которой, пытаясь занять компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов и джабритов, характеризовали человеческие действия как «творимые» богом, но «присваиваемые» человеком. Расхождения в толковании источника человеческой воли (ирада) и способности (кудра) — сотворены они богом или нет, — а также их роли в осуществлении действия породили различные варианты концепции К. На ранних этапах развития калама бывшие му‘тазилиты Дирар б.‘Амр и Хусайн ан-Наджжар (конец VIII — начало IX в.) утверждали, что в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» (фа‘илан) — бог, который их творит, и человек, который их «присваивает». Но если, по Дирару, способность человека к К. и сам этот акт—результат его свободной воли, и в этом смысле он является подлинным (би-л-хакика) инициатором К., то, согласно ан-Наджжару, эта способность и этот акт творятся богом в человеке вместе с сотворением действия, ввиду чего человек выступает в качестве инициатора К. только в «метафорическом смысле» (би-л-маджаз). Концепция Дирара нашла сторонников в лице Хишама б. ал-Хакама и ряда сифатитов, а концепция ан-Наджжара— в лице куллабитов, последователей Ибн Куллаба (ум. в 85-4 г.). В учении ал-Аш‘ари роль воли и способности человека в К. осталась неясной (что породило крылатое выражение: «Это более непонятно, чем ал-Аш‘ариев К.»). Однако у некоторых аш‘аритов, в том числе у ал-Бакиллани и особенно у ал-Джувайни, намечается усиливающаяся тенденция к выделению роли человеческой способности в К., приближающаяся к распространенному среди му‘тазилитов представлению о человеке как о «творце» своих действий.
В му‘тазилизме существовали и другие толкования К. Еще в VIII в. некоторые му‘тазилиты обозначали словом К. волевые действия человека, в соответствии с употреблением терминов К. и иктисаб в Коране (4:110—112; 52:16, 21), т. е. в смысле «делать», «совершать» (‘амила). Такое понимание К. было характерно для многих му‘тазилитов Багдадской школы и зайдитов. Му‘тазилит аш-Шаххам (ок. 800—ок. 880) утверждал, что любое человеческое действие потенциально имеет двух инициаторов — бога и человека. В этом отношении аш-Шаххам приближался к точке зрения Дирара и ан-Наджжара, но в отличие от последних полагал, что в действительности реализуется одна из двух возможностей, так что у действия оказывается только один инициатор: либо бог, в каковом случае действие человека осуществляется «по принуждению» (идтираран), либо человек, и тогда действие совершается по его свободной воле и характеризуется как его К. Точки зрения аш-Шаххама придерживались такие му‘тазилиты, как Абу ‘Али ал-Джубба’и, который, однако, вместо К. употреблял термин халк («творение»), и ан-Наши‘ ал-Акбар (ум. в 906 г.).
В учении ал-Газали термин К. использовался как обозначение для действия, осуществляемого человеком произвольно, на основании решения разума о предпочтительности, полезности данного действия, и в то же время вынужденно, так как и само это решение оказывается в конечном счете вынужденным, хотя и «вынужденным по свободной воле». Такие человеческие действия, согласно ал-Газали, занимают промежуточное положение между действиями, осуществляющимися по «чистому принуждению» (джабр), как это происходит в природе, и действиями, основанными «на чистой свободе выбора» (ихтийар), а именно действиями бога. Сходной по диалектической тенденции решения вопроса о соотношении свободы и необходимости является концепция иктисаба у Ибн Рущда (1126—1198), которую он противопоставлял аш‘аритской концепции К., только место «принуждения» и «свободного выбора бога» в его учении занимает «необходимость». Внешние обстоятельства, согласно Ибн Рушду, не только благоприятствуют или препятствуют человеческим действиям, основанным на воле, но и детерминируют в конечном счете саму эту волю.
Лит-ра: В. В. Наумкин. Концепция «касб» у Газали.— Классическая литература Востока. М., 1972; Сагадеев. Ибн Рушд, гл. 4, § 2; Wolfson. The Philosophy, 663—719.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев