Качаев, Омахан (Ума-хан, первая половина XIX в — 1900) — лакский поэт-мистик. Литературный псевдоним — Дарвиш. Родом из Кумуха (Дагестан), из семьи наследственных военачальников Кази-Кумухского ханства. Прадед К. О., Кача, известен как герой, участвовавший в сопротивлении персидскому завоевателю Надир-шаху (1736–1747); дед слыл мудрецом и пользовался высоким авторитетом среди земляков; отец — Закарья — был крупным землевладельцем. В доме хранилась фамильная библиотека — учебники риторики, диваны Абу-л-‘Ала’ ал- Ма‘арри, Камала Ходжанди, Хафиза, Физули, «Маснави-йи ма‘нави» Джалал ад-дина Руми, «Ихйа’ ‘улум ад-дин» ал-Газали, труд крупнейшего арабского философа-мистика Ибн ‘Араби «ал-Футухат ал-маккийа». К. О. получил богословское образование. Рассказывают, что в столкновении между Качаевыми и враждовавшим с ними семейством К. О. (в возрасте 12 лет) убил человека, сам же, получив кинжальное ранение, остался хромым и со шрамом на лице. Через несколько лет, перед тем как совершить хаджж, он пришел к кровникам, и состоялось примирение. После двухгодичного странствия К. О. вернулся в Кумух. Позже он был обвинен в причастности к восстанию 1877 г. и выслан в Усмань (ныне — Липецкая область), где провел два года. Там К. О. встал на путь мистицизма, однако неизвестно, кто именно был его наставником. Своими духовными учителями он называл имама ал-Газали (ум. в 1111 г.) и ‘Абд ал-Кадира ал-Гилани (ум. в 1166 г.) — эпонима братства ал-кадирийа, что дает основание считать К. О. последователем учения этого братства.
К. О. вел аскетический образ жизни, совершал сорокадневный обряд уединения (халва), постился весь год, за исключением праздников ураза-байрам и курбан-байрам. Писал прозу на арабском языке и стихи — на лакском. Еще будучи в ссылке, К. О. составил сборник, который переписал в семи экземплярах и послал в Дагестан своим четырем сыновьям и трем дочерям.
Для произведений К. О. характерны как типологическая общность с тюркско-арабо-персидской стихотворной традицией, так и индивидуальное своеобразие: газели написаны силлабическим белым стихом с введением редифа. Часть их вошла в народное песенное творчество. Мотивы отшельничества, небрежения к миру — главное в творчестве К. О.; наряду с ними звучат и темы тоски ссыльного поэта по родине, мужества, человечности, любовной лирики. Насыщенность содержания, отточенность мысли сближают его поэзию с народным жанром афоризма.
К. О. похоронен на фамильном кладбище в Кумухе. Два рукописных сборника «Диван Дарвиша» хранятся у его правнука, списки его произведений имеются в частных собраниях. В научной литературе личность и творчество К. О. остаются малоисследованными.
Лит-ра: А.Гусейнаев. Суфизм и творчество Омахана Качаева // НАА. 1968, № 3, 97–105.
Дж.И.Месхидзе