В 1998 г. в 25 км к северу от г. Самарканда, в селении Хартанг Челекского района, на месте ранее существовавшего комплекса Имам ал-Бухари построен новый комплекс по проекту архитекторов А.Турдыева, Р.Шакирова, Х.Абдурахсманова, К.Шарахмедова, Т.Ниязходжаева и др.
Весь комплекс выполнен в традициях древнего зодчества Средней Азии и представляет собой обширный внутренний двор (105х80м) прямоугольной формы, вытянутой по оси восток-запад, с небольшим водоемом (хауз) и периметральной застройкой.
Главенствующая роль в объемно-пространственной композиции комплекса отведена мавзолею имама ал-Бухари, воздвигнутому над его могилой. Мавзолей расположен по главной (север-юг) оси комплекса в глубине двора напротив центрального входа.
Главный вход в комплекс устроен в центре входной группы, занимающей южную сторону внутреннего двора. Вход по обоим фасадам оформлен традиционными порталами и перекрыт куполом. Западное крыло южного блока занимают административные помещения, восточная часть является гостиницей. Остальные три стороны двора обрамлены галереей деревянных, с резными колоннами и расписными плафонами айванов (летние помещения). С восточной стороны двора по оси восток-запад в галерею айванов врезано здание, в котором расположены библиотека, зал приемов и чайхана (пищеблок). С западной стороны двора в галерею айванов по этой же оси встроено здание мечети с пятью куполами. Оба эти здания со стороны внутреннего двора оформлены портальными входами в виде сквозной арочной композиции. Северная сторона внутреннего двора представлена сплошной галереей айванов, создающих в средней части на оси север-юг квадратный в плане «карман». Именно здесь, в центре «кармана», расположен мавзолей имама ал-Б.
Мавзолей представляет собой квадратное (9х9 м) в плане сооружение. Он покоится на высоком, облицованном черным габбро цоколе (склеп с погребением). Сам мавзолей выполнен в виде высокой призмы, венчающейся куполом на невысоком барабане.
Интерьер мавзолея раскрыт высокими арочными проемами на четыре стороны; по фасадам он декорирован арабскими надписями и орнаментикой, выполненной из терракоты, глазурованной резной мозаики, оникса, мрамора. Барабан и гофрированный купол украшены майоликой. Особо богато декорирован интерьер мавзолея. Полы мраморные, панели и надгробный камень — из оникса. Стены и купол покрыты арабскими надписями и разнообразной росписью с использованием большого количества папье-маше и позолоты. Общая гамма декора интерьера приближена к декору, применявшемуся в древней архитектуре Средней Азии.
В архитектуре комплекса воплощен восточный стиль: внутренний двор насыщен арочными галереями и айванами, а наружные фасады преимущественно глухие, с арочными проемами окон. Все фасады облицованы мрамором. В декоре использованы традиционные для региона майолика, лепка и резьба по гипсу, резьба по дереву и камню, росписи.
Р.Р.Тохтаев