Кош мадраса I — архитектурный ансамбль в Бухаре, состоящий из мадрасы Мадар-и хан и мадрасы ‘Абд Аллах-хан, обращённых фасадами друг к другу. Подобное сочетание двух зданий в Средней Азии обозначается термином кош («двойное», «парное»). Ансамбль расположен в западной части Хисар-и нау («Новый город») к юго-западу от Арка. Его смещённая ориентация зависит от направления древней улицы, называвшейся в XVI в. Хийабан («Проспект»). Обе мадрасы возведены от имени ‘Абд Аллах-хана Шайбанида (1557–1598, до 1583 г. правил от имени отца — Искандар-хана). Строительный материал — жжёный кирпич.
Мадраса Мадар-и хан («Мадраса матери хана») завершена в 974/1566-67 г. План неправильной формы (западный и восточный фасады — по 45 м, северный — 49 м, южный — 67 м). Главный фасад обращён на запад, на углах оформлён башнями (гулдаста). Набор помещений традиционный: в центре главного фасада располагается портал (высота 16,6 м), прорезанный арочной нишей входа, в его крыльях — двухъярусные лоджии. Перекрытия вестибюля, мечети и дарс—ханы представлены щитовидными парусами. Двор (29х24 м), с двумя айванами на главной оси, обведён по периметру двухэтажными худжрами, в северо-восточном и юго-восточном углах устроены дополнительные дарс-ханы.
Первоначальная декорация сохранилась в основном на главном фасаде. Пилястры арок, тимпаны, поверхности угловых башен покрыты мозаикой из шлифованной терракоты, глазурованных кирпичей и стандартных плиток майолики. Основные цвета: белый, синий, голубой и тёмно-марганцевый, почти чёрный. В мозаику тимпанов, расположенных в крыльях портала, по-видимому во время одного из ремонтов, введены различные цветовые тона. Над входом в мадрасу сохранился фрагмент майоликовой рифмованной посвятительной надписи, выполненной белыми буквами по синему фону. Здесь содержались имя строителя здания — ‘Абд Аллах-хана, составителя текста надписи — главного казия (кадийя) Бухары, Нур ад-дина кази Мухаммада и дата завершения постройки.
1. Мадраса Мадар—и хан. 2. Мадраса ‘Абд Аллах-хан
Мадраса Мадар-и хан.
Фото начала XX в. из архива В.М.Филимонова
Во 2-й половине XVI в. в мадрасе преподавали знаменитые в ту пору ‘улама’: маулана Пайанда-Мухаммад, кази Садр и маулана Мир.
В XIX — начале ХХ в. мадраса Мадар-и хан относилась к высшей категории. В 1-й трети XIX в. её студенты получали ежегодно по 3,5 тилла. Годовой вакфный доход в начале ХХ в. составлял 40 тыс. танга.
Мадраса отреставрирована.
Строительство мадрасы ‘Абд Аллах-хана начато в 996/1587-88 г., завершено в 998/1589-90 г. Здание имеет замкнутую композицию с традиционным набором помещений, но с немалыми отклонениями от сложившегося классического типа мадрасы. Внешний абрис имеет большие выступы на северном
и западном фасадах, отсутствующие на южном, примыкавшем к некогда располагавшейся здесь бане (размер здания 70,6х24 м). Состав помещений во входной усложнённой части мадрасы также традиционный: крылья мощного портала заняты худжрами в два этажа, на поперечной оси последовательно располагаются дарс-ханы, вестибюль с помещением библиотеки на втором этаже. Но, прослеживаясь до дверного проёма мечети, ось ломается под углом в 22о, что вызвано необходимостью ориентации михрабной ниши строго на запад, в сторону Макки/Мекки. Композиция двора (36,4х25 м), имеющего слабо скошенные углы, построена на четырёхайванной схеме с высокими порталами на осях. По их сторонам по периметру двора располагаются в два этажа галереи и лоджии. В углах созданы сложные планировочные узлы, включающие вестибюли, от которых в стороны расходятся различной формы и размеров худжры. Оригинально решена западная часть мадрасы: центральное пространство занято просторным купольным залом высотой в два этажа, окружённым худжрами в двух ярусах, причём на втором ярусе его огибает галерея. Купол покоится на 12-гранном барабане, прорезанном таким же количеством стрельчатых окон. Этот зал современники называли Фанус-и ‘Абд Аллах-хан — «фонарь ‘Абд Аллах-хана». Все помещения второго этажа скомпонованы в блоки и имеют индивидуальные лестничные клетки.
Наружные фасады мадрасы, за исключением главного, выполнены в кирпичной фактуре. В центре главного, восточного фасада располагается массивный портал с глубокой входной нишей. В ней над входными воротами — лоджия библиотеки. Полихромная декорация главного фасада создана весьма сдержанной палитрой: тёплый бежевый фон шлифованного жжёного кирпича и терракоты эффектно сочетается с однотонными и расписными майоликами бирюзовой, синей и белой расцветок.
Входной портал мадрасы некогда окаймляла широкая полоса надписи, где белыми буквами на синем фоне почерком сулс была выполнена кораническая надпись. Ниже — пространная историческая посвятительная надпись, также собранная из плиток майолики, сообщала о дате завершения строительства мадрасы ‘Абд Аллах-ханом.
В декоративном убранстве дворовых фасадов также использованы мозаичные наборы из шлифованной терракоты, глазурованных кирпичей и майолики в сине-голубой гамме. На восточном дворовом портале некогда располагалась надпись, содержавшая дату начала строительства мадрасы.
В конце XVI в. в мадрасе преподавал мулла Мирза-Джан-и Ширази. В начале XVIII в. право и грамматику преподавал муфтий Хабиб Аллах Джуйбари.
В 1-й трети XIX в. студенты мадрасы получали ежегодно по 3,5 тилла. В начале ХХ в. мадраса ‘Абд Аллах-хан относилась
к высшей категории с годовым вакфным доходом в 50 тыс. танга.
На протяжении ряда лет в мадрасе проводились большие по объёму реставрационные работы, сосредоточенные в основном на главном фасаде здания. В процессе благоустроительных работ, приуроченных к 2500-летнему юбилею основания Бухары, площадку между мадрасами понизили, при этом были уничтожены суффы у их фасадов.
Лит-ра: Хафиз-и Таныш. Шараф-нама-йи-шахи, 259; Бухари. Убайдулла-наме, 299; Ханыков. Описание, 86; Л.Зимин. Отчет о двух поездках по Бухаре с археологической целью // ПТКЛА. Год 20-й. 1916, вып. 2, 123–125; А.Семенов. Забытый среднеазиатский философ XVII в. и его «Трактат о сокрытом» // Известия общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Т. 1. Таш., 1928, 138; Шишкин. Архитектурные памятники, 62–64; Ремпель. Из истории градостроительства, 227–228.
Е.Г.Некрасова