КУБРА̄ВӢЙА — суфийское братство, основанное в начале XIII в. в Хорезме Наджм ад-дином ал-Кубра (1145—1221), одно из 12 материнских братств, придерживавшееся учения «о трезвости» ал-Джунайда ал-Багдади. Оно представляло среднеазиатскую школу мистицизма, являлось традиционно суннитским и возводило цепь духовной преемственности (санад) через Ма‘руфа ал-Кархи (ум. в 816 г.) к Абу Бакру либо к ‘Али б. Аби Талибу. Проалидские симпатии, распространенные среди части членов К., привели в XV в. к образованию двух самостоятельных шиитских братств — захабийа и нурбахшийа, выделившихся из К.
Братство самостоятельно существовало на востоке мусульманского мира, где функционировали его общины и обители. На западе же его сколько-нибудь активная деятельность не отмечена.
К. не имело единой организационной системы с иерархией соподчинения местных обителей центральной. Их объединяли скорее дух и цели, но не формальная организация. В К. действовала свободная и самоуправляемая (на уровне обители) структура: местные общины и обители с обычной организацией, правилами и практикой поведения членов, во главе стоял руководитель (халифа). Таковы, например, ханаках Наджм ад-дина ал-Кубра в Хорезме, ханаках, основанная его учеником Сайф ад-дином Бахарзи (ум. в 1261 г.) в Соктари под Бухарой (община К. при ней активно действовала до конца XVIII в., а ее члены распространили идеи ал-Кубра вплоть до западных границ Китая). Другой ученик ал-Кубра, Са‘д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), основал обитель и кружок при ней в Бахрабаде (Хорасан), а его сын Бадр ад-дин Ибрахим обратил в 1295 г. в ислам ильхана Газана. Изначала братство практиковало громкий зикр во время коллективных радений (сама‘), что противоречило традициям среднеазиатского мистицизма. Впоследствии некоторые ветви и группы К. отказались от этой практики и отправляли только тихий, или личный, зикр, но в обители К. в Соктари практиковали оба вида зикра до конца XVIII в.
К. породила целый ряд дочерних братств и самостоятельных ответвлений, которые получили распространение на востоке мусульманского мира и которые возводили свою генеалогию главным образом к ученику основателя братства Маджд ад-дину Багдади (от Багдадак — селение в Хорезме, ум. в 1209 или 1219 г.). Это — фирдоусийа, распространенное в Индии (Дели, Бихар) Наджиб ад-дином Мухаммадом (ум. ок. 1300 г.) — халифой ученика Сайф ад-дина Бахарзи; нурийа — багдадская ветвь К., основанная ‘Абд ар- Рахманом ал-Исфара’ини (ум. в 1317 г.); рукнийа — братство, ведущее происхождение от создателя учения вахдат аш-шухуд Рукн ад-дина ‘Ала’ ад-даула ас-Симнани (1261 — 1336); хамаданийа-‘алийа — братство, выделившееся из рукнийа, основанное саййидом ‘Али б. Шихаб ад-дином ал-Хамадани (1314—1385), с активной деятельностью которого связана исламизация Кашмира, это — самое известное из всех ветвей силсила К.; игтишашийа — хорасанская ветвь хамаданийа-‘алийа, основанная Исхаком ал-Хутталани (уб. в 1423 г.), два ученика которого основали два шиитских самостоятельных братства: захабийа, основатель—‘Абдаллах Барзишабади Машхади (ум. в середине XV в.), и нурбахшийа, основатель— саййид Мухаммад б. Мухаммад по прозванию Нурбахш (1392—1464).
Опираясь на теоретический фундамент, заложенный Наджм ад-дином ал-Кубра, его ученики и последователи разработали учение о мистическом пути познания братства, который есть «путь ал-Джунайда», т. е. ритуальная чистота; пост; молчание; уход от мирского; мысленное поминание бога; наставничество опытного руководителя, который разъясняет муриду значение его снов и видений. Ал-Кубра же сформулировал 10 принципов пути К. на его третьем, последнем этапе (ат-тарик), названном им «путем идущих к богу и в боге». 10 положений суть: 1. Тауба — возвращение к богу по собственному желанию, любовь к богу по своей воле, без его повеления на этот акт, отказ от своего «я». 2. Зухд фи-д-дунйа—отказ от всего мирского (движимое и недвижимое имущество), равно как подавление желания его иметь. 3. Таваккул ‘ала-л-ллах (ср. К. 3:122/138, 159/153) — во всем полагаться только на милость и могущество бога, добровольно отказаться от активной деятельности в этом мире. 4. Кана‘а — умеренность и довольство малым во всем, что поддерживает жизнь, освобождение от низменных влечений (неумеренность в еде, страсть к богатым одеждам, праздность и т. п.). 5. ‘Узла—находясь в уединении, укреплять душу, прервать общение с людьми: не говорить, не слушать, не смотреть. Служить только шайху и быть в его руках подобно трупу в руках обмывальщика. 6. Мулазамат аз-зикр — мысленное, добровольное, постоянное поминание имени божьего закроет дорогу к сердцу подлости, зависти, скупости, лицемерию и т. п. 7. Таваджжух ила-л-ллах — обращение к богу всем своим существом, беззаветная любовь к нему, не существует ничего, кроме него. 8. Сабр — следует добровольно сносить муки борьбы с плотскими страстями, через терпение полируется сердце и очищается дух мистика. 9. Муракаба — созерцание того, что достигнуто (обретен покой), поскольку сердце очищено и свободно от низменных страстей, оно в ожидании раскрытия врат милости Сущего. 10. Рида’—суфий освобождается: от чувства удовлетворения своей любовью к богу. Ныне для него важен факт того, что он стал удовлетворять бога, который его возлюбил. Любовь к богу исчезает как личное чувство суфия и превращается в новое качество в виде пожелания (не приказа) самого бога.
В братстве К., бsла создана и тщательно разработана система цвето-световой символики, каждый цвет которой означал достижение мистиком определенной ступени на пути познания. Видение белого цвета означало ислам, желтого — веру (иман), темно-синего — божественную милость (ихсан), зеленого — устойчивый покой (итми’нан), голубого — истинную уверенность (икан), красного — интуитивное знание (‘ирфан), а черного— страстную любовь к богу и экстатическое смятение (хайаман).
Как десять основных принципов, так и цвето-световая символика наряду с положением обязательно рассказывать наставнику свои видения и сны были впоследствии заимствованы другими мусульманскими братствами (кадирийа, накшбандийа, халватийа) и их ответвлениями.
Лит-ра: Дах ка‘ида-йи Хамадани. Рук. ЛО ИВАН, С 1092, 60а— 63а; Djami. Nafahat, 480—487; The Tarikh-i-Rashidi of Mirza Muhammad Haidar, Dughlat: A History of the Moghuls of Central Asia. An English version ed. with commentary, notes, and map by N. Elias. The Translation by E. D. Ross. L., 1895, 432—4.35; Дара Шекух. Сафинат, 105a—НЗб; аш-Шуштари. Маджалис, 147 —149; М. Mote. La version persane du Traité des dix principes de Najm ai-din Kubra.—Farhang-e Iran-zamin. Tehran, 1958, 38—66-; он же. Les Kubrawiya, 74—142; он же. Professions; S. H. Nasr. Le shî’isme et le soufisme: Leurs relations principales et historiques.—Le shi’isme imamite, 228—231; Trimingham. Orders, 55—58; Proposito, 1—IV; Schimmel. Dimensions, 256—258.
O. Ф. Aкимушкин