Кубравийа — суфийское братство, основанное в начале XIII в. в Хваризме/Хорезме Наджм ад-дином ал-Кубра (1145–1221), одно из 12 материнских братств, придерживавшееся учения «о трезвости» ал-Джунайда ал-Багдади. Оно представляло среднеазиатскую школу мистицизма, являлось традиционно суннитским и возводило цепь духовной преемственности (санад) через Ма‘руфа ал-Кархи (ум. в 816 г.) к Абу Бакру либо к ‘Али б. Аби Талибу. Проалидские симпатии, распространенные среди части членов К., привели в XV в. к образованию двух самостоятельных шиитских братств, выделившихся из К., — захабийа (действовавшее впоследствии в Иране) и нурбахшийа.
Братство самостоятельно существовало на востоке мусульманского мира, где функционировали его общины и обители. На западе же его сколько-нибудь активная деятельность не отмечена.
К. не имело единой организационной системы с иерархией соподчинения местных обителей центральной. Их объединяли скорее дух и цели, но не формальная организация. В К. действовала свободная и самоуправляемая (на уровне обители) структура: местные общины и обители с обычной организацией, правилами и практикой поведения членов, во главе стоял руководитель (халифа). Таковы, например, ханаках Наджм ад-дина ал-Кубра в Хорезме, ханаках, основанная его учеником Сайф ад-дином Бахарзи (ум. в 1261 г.) в Фатхабаде под Бухарой (община К. при ней активно действовала до конца XVIII в., а ее члены распространили идеи ал-Кубра вплоть до западных границ Китая). Другой ученик ал-Кубра, Са‘д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), основал обитель и кружок при ней в Бахрабаде (Хурасан/Хорасан), а его сын Бадр ад-дин Ибрахим обратил в 1295 г. в ислам ильхана Газана. Поначалу братство практиковало громкий зикр во время коллективных радений (сама‘), что противоречило традициям среднеазиатского мистицизма. Впоследствии некоторые ветви и группы К. отказались от этой практики и отправляли только тихий, или личный, зикр, но в обители К. в Фатхабаде практиковали оба вида зикра до конца XVIII в.
К. породило целый ряд дочерних братств и самостоятельных ответвлений, которые получили распространение на востоке мусульманского мира и которые возводили свою генеалогию главным образом к ученику основателя братства Маджд ад-дину Багдади (от Багдадак — селение в Хорезме, ум. в 1209 или 1219 г.). Это фирдоусийа, распространенное в Индии (Дели, Бихар) Наджиб ад-дином Мухаммадом (ум. ок. 1300 г.) — халифой ученика Сайф ад-дина Бахарзи; нурийа — багдадская ветвь К., основанная ‘Абд ар-Рахманом ал-Исфара’ини (ум. в 1317 г.); рукнийа — братство, ведущее происхождение от создателя учения вахдат аш-шухуд Рукн ад-дина ‘Ала’ ад-даула ас- Симнани (1261–1336); хамаданийа-‘алийа — братство, выделившееся из рукнийа, основанное саййидом ‘Али б. Шихаб ад-дином ал-Хамадани (1314–1385), с активной деятельностью которого связана исламизация Кашмира, это самое известное из всех ветвей силсилы К.; игтишашийа — хорасанская ветвь хамаданийа-‘алийа, основанная Исхаком ал-Хутталани (уб. в 1424 г.), два ученика которого основали два самостоятельных братства: суннитское захабийа, основатель — ‘Абд Аллах Барзишабади Машхади (ум. в 1467-68 г.), и шиитское нурбахшийа, основатель — саййид Мухаммад б. Мухаммад по прозванию Нурбахш (1392–1464). Именно представители этого братства хваджжи Мухаммад б. хваджа Джалал ад-дин Йусуф Хабушани (ум. в 1530-31 г.) и особенно ученик последнего Камал ад-дин Хусайн б. Шихаб ад-дин Хорезми (ум. в 1551 г.) сыграли основную роль в недолгом возрождении былого влияния братства К. в Хорезме и Мавараннахре. К концу XVI в. К. начисто проиграло борьбу за влияние на шибанидских правителей братству накшбандийа и практически сошло с политической и идеологической арены Мавараннахра, сохранив только свою общину в Фатхабаде под Бухарой (до конца XVIII в.) и несколько маловлиятельных обителей в Хорезме. Его поражение объясняется причинами как чисто политическими, так и сугубо интеллектуально-доктринальными. Оно не поддерживало централистскую интеграционную политику ‘Абд Аллах-хана (ум. в 1598 г.) как на уровне повседневной жизни, так и в доктринальном плане (отказ от стремления к материальным и экономическим благам); сложные теоретико-психологические положения учения К. были практически непонятны подавляющему большинству жителей Мавараннахра, тогда как идеи и взгляды накшбандийа были значительно проще, яснее и доступнее.
Опираясь на теоретический фундамент, заложенный Наджм ад-дином ал-Кубра, его ученики и последователи разработали учение о мистическом пути познания братства, который есть «путь ал-Джунайда», т. е. ритуальная чистота, пост, молчание, уход от мирского, мысленное поминание Бога, наставничество опытного руководителя, который разъясняет муриду значение его снов и видений. Ал-Кубра же сформулировал 10 принципов пути К. на его третьем, последнем этапе (ат-тарик), названном им «путем идущих к Богу и в Боге». 10 положений суть: 1. Тауба — возвращение к Богу по собственному желанию, любовь к Богу по своей воле, без его повеления на этот акт, отказ от своего «я»; 2. Зухд фи-д-дунйа — отказ от всего мирского (движимое и недвижимое имущество), равно как подавление желания его иметь; 3. Таваккул ‘ала-л-Ллах (ср. Коран, 3:122–118, 159–153) — добровольный отказ от активной деятельности в этом мире, положившись во всем только на милость и могущество Бога; 4. Кана‘а — умеренность и довольство малым во всем, что поддерживает жизнь, освобождение от низменных влечений (неумеренность в еде, страсть к богатым одеждам, праздность и т.п.); 5. ‘Узла — находясь в уединении, укреплять душу, прервать общение с людьми: не говорить, не слушать, не смотреть. Служить только шайху и быть в его руках подобно трупу в руках обмывалыцика; 6. Мулазамат аз-зикр — мысленное, добровольное, постоянное поминание имени божьего закроет дорогу к сердцу подлости, зависти, скупости, лицемерию и т.п.; 7. Таваджжух ила-л-Ллах — обращение к Богу всем своим существом, беззаветная любовь к нему, не существует ничего, кроме него; 8. Сабр («терпеливость») — следует добровольно сносить муки борьбы с плотскими страстями, через терпение полируется сердце и очищается дух мистика; 9. Муракаба — созерцание того, что достигнуто (обретен покой), поскольку сердце очищено и свободно от низменных страстей, оно в ожидании раскрытия врат милости Сущего; 10. Рида’ («удовлетворенность») — суфий освобождается от чувства удовлетворения своей любовью к Богу. Ныне для него важен факт того, что он стал удовлетворять Бога, который его возлюбил. Любовь к Богу исчезает как личное чувство суфия и превращается в новое качество в виде пожелания (не приказа) самого Бога.
В братстве К. была создана и тщательно разработана система цвето-световой символики, каждый цвет которой означал достижение мистиком определенной ступени на пути познания. Видение белого цвета означало ислам, желтого — веру (иман), темно-синего — искреннее служение Богу (ихсан), зеленого — устойчивый покой (итми’нан), голубого — истинную уверенность (икан), красного — интуитивное знание (‘ирфан) а черного — страстную любовь к Богу и экстатическое смятение (хайаман).
Как десять основных принципов, так и цвето-световая символика наряду с положением обязательно рассказывать наставнику свои видéния и сны были впоследствии заимствованы другими мусульманскими братствами (кадирийа, накшбандийа, халватийа) и их ответвлениями.
Лит-ра: Дах ка‘ида-йи Хамадани. Рук. СПбФ ИВРАН, С 1092, 60а–63а; Djami. Nafahat, 480–487; The Tarikh-i-Rashidi of Mirza Muhammad Haidar, Dughlat: A History of the Moghuls of Central, Asia/An English version ed. with commentary, notes, and map by N.Elias. The Translation by E.D.Ross. L., 1895, 432–435; Дара Шекух. Сафинат, 105a-l13б; аш-Шуштари. Маджалис, 147–149; Демидов. Суфизм, 57–58; он же. История, 107–108; O.F.Akimushkin. Das Traktat des Quṭbaddīn Aḥmad b. ‘Jmadī Yazdī über die Regeln des mystischen Weges der Hamadānīya-Ḏahabīya // MCRCA, 43–61; D.DeWeese. The Eclipse of Kubraviah in Central Asia // Ir. St. 1988, XXI, 1–2, 45–82; он же. Sayyid ‘Ali Hamadani and Kubrawi hagiographical traditions // The Legacy of Mediaeval Persian Sufism/ Ed. L.Lewisohn. L.–N. Y., 1992, 121–158; М.Мolé. La version persane du Traité des dix principes de Najm al-din Kubra // Farhang-e Iran-zamin. Tehran, 1958, 38–66; он же. Les Kubrawija, 74–142; он же. Professions; Trimingham. Orders, 55–58; Amoretti. Proposito, I–IV; Schimmel. Dimensions, 256–258.
О.Ф.Акимушкин