Курбанмурад-ишан — «святое» место, расположенное у северной окраины районного центра Геок-Тепе, в 44 км к западу от Ашхабада, близ шоссе Ашхабад-Красноводск (ныне — Туркменбаши). Одно из наиболее известных туркменских святилищ, связанных с захоронением известных представителей духовенства нового времени. На протяжении почти сорока лет автору довелось быть свидетелем изменения облика К.-и. В 50–60-е гг. — обычный земляной могильный холм на кладбище XIX–XX вв. В изголовье — небольшой камень с надписью арабскими буквами Курбан Мурад ишан. В 70-е гг. вокруг могилы была воздвигнута кирпичная ограда высотой 2 м, внутри которой появился специальный шест для привязывания вотивных тряпочек. В начале 80-х гг. находившееся в 40 м от святилища подсобное помещение для хранения кладбищенского инвентаря переоборудовали в примитивную мечеть, связанную со «святым» местом (позже она была снесена). В 90-е гг., после провозглашения независимости Туркменистана, над могилой К.-и. был построен капитальный двухкупольный мавзолей-мечеть.
Время образования святилища неизвестно, нет достоверных данных о дате смерти Курбанмурад-ишана. Последние документальные данные о нем относятся к маю 1881 г., когда он, будучи уже в годах, жил на востоке Туркменистана, в Марве/Мерве. Вряд ли К.-и. как «святое» место существовало в конце XIX—начале XX в.: в изданных в 1892 и 1904 гг. поаульных материалах по водопользованию у туркмен, где упоминаются все более или менее крупные святилища, оно не фигурирует. Рост популярности К.-и. приходится на конец 50-х — начало 60-х гг. XX в., когда это святилище стали активно использовать в своих интересах смотрители (мюджевюры).
Курбанмурад-ишан (туркм. Гурбанмырат-ишан), чье захоронение ныне широко почитается, происходил из наиболее многочисленного и сильного племени теке, по разным сообщениям учился в Бухаре и Хиве, а также в Аравии и османской Турции. Благодаря знаниям и рвению получил звание ишана и к середине 70-х гг. XIX в. стал наиболее влиятельным религиозным деятелем Южной Туркмении, каковым до Курбанмурад-ишана был его старший современник и соплеменник Ак—ишан. С другой стороны, в молодости он был известен как лихой предводитель аламанов — грабительских набегов на сопредельные области Ирана. В 1875 г., когда правитель Ахала, центральной части Южного Туркменистана, Нурберды-хан уехал по делам в Мерв, Курбанмурад-ишан попытался захватить власть, что привело к кровопролитному столкновению между ганджик и тильки — родами Курбанмурад-ишана и Нурберды-хана. С середины 70-х гг. Курбанмурад-ишан вместе с Керимберды-ишаном, спекулируя на религиозно-национальных чувствах и распространявшихся небылицах об отношении царской администрации к исламу и мусульманскому населению Российской империи, под угрозой обвинения в измене исламу вынудил тех, кто первоначально был за мирное (при соблюдении определенных условий) вхождение Ахала в состав России, перейти на позиции заранее обреченного (из-за неравенства сил) вооруженного конфликта. Тогда же, в конце 1876 г., на состоявшемся в Иране, в местечке Фирюза, совещании правящей верхушки Ахала Курбанмурад-ишан агитировал собравшихся принять подданство феодальной Персии, куда в свое время сам же совершал набеги под предлогом борьбы «истинных» мусульман-суннитов с «неверными» шиитами. Курбанмурад-ишан явился главным идейным вдохновителем геоктепинского сражения (декабрь 1880 — январь 1881 г.), в котором погибли сотни российских солдат и офицеров и тысячи рядовых туркмен, защитников Геоктепинской крепости. В конце осады, видя опасность дальнейшего пребывания в крепости, Курбанмурад-ишан вместе с другими духовными лицами и светской верхушкой тайком бежал в Мерв. В «Списке влиятельных лиц между населением Текинского оазиса», составленном в мае 1881 г. для высокого начальства в Санкт-Петербурге, наряду с бежавшими ханами и сардарами Ахала (большинство их к тому времени вернулось назад и позднее было принято царем) упоминается единственный представитель духовенства — Курбанмурад-ишан.
По некоторым этнографическим данным, Курбанмурад-ишан умер и похоронен в окрестностях Мерва. Геоктепинское же захоронение— или результат более позднего перенесения праха ишана на родину, или имитация его могилы, своего рода «копия» святилища — явление, весьма распространенное на всем мусульманском Востоке, в том числе и в Туркменистане.
Паломники к святилищу Курбанмурад-ишана — в основном жители Ашхабадского и Марыйского велаятов (областей), где проживают соплеменники ишана — туркмены-теке. Благодаря стараниям смотрителей о Курбанмурад-ишане распространяются разного рода легенды: об исцелении «святым» страждущих от различных недугов, даровании бездетным потомства, сына-наследника. По традиции, женщина-паломница молится, оставляет соответствующие дары, а затем дремлет прямо у могилы Курбанмурад-ишана, ожидая откровения «святого» во сне. За оградой ее сон обычно охраняют две пожилые женщины.
Как показали беседы с людьми, приходившими к святилищу в 60-80-е гг., почти никто из них ничего не слышал о жизни исторического Курбанмурад-ишана. Более того, многие негеоктепинцы не знали даже имени «святого», называя его просто ишан-ага.
Лит-ра: Гони-бек // Туркменоведение. 1927, № 1, 23; Присоединение Туркмении к России // Сборник архивных документов. Аш., 1960, 187–216, 224, 607 и т.д.; Демидов. Легенды, 101–107; М.Аннанепесов, С.Сапаров. Подлинное лицо ишана // ТИ. 09.01.1982.
С.М.Демидов