КУФР — неверие: непризнание ислама или отход от его норм. В разряд К. включаются серьезные проступки и преступления: многобожие, отказ от молитвы, колдовство, прелюбодеяние, самоубийство, пьянство, азартные игры и т. д. К. считается также, если «ученый» (‘алим), руководствуясь своим авторитетом, уведет верующих с пути истинного.
Серьезные разногласия о том, что именно считать К. и как относиться к совершившему его, возникли между различными религиозно-политическими течениями и догматико-правовыми школами уже в первые века существования ислама. Во второй половине VII в. хариджиты призвали считать каждого мусульманина, не примкнувшего к их движению, кафиром, т. е. неверующим. Хотя позднее среди них и наметилась более умеренная тенденция («воздерживающиеся»— вакифиты), традиционно именно они считаются выразителями «крайней» точки зрения на К. В VII — начале VIII в. определилось «умеренное» течение мурджиитов, считавших, что человек, совершивший К., не становится кафиром и не исключается из мусульманской общины, суждение о нем откладывается до Дня воскресения и принадлежит только Аллаху. Отсутствие в исламе ортодоксии явилось причиной того, что представители любой школы или течения могли объявлять своих оппонентов кафирами. Наглядный пример тому — михна («испытание»), учрежденная халифом ал-Ма’муном, во время которой традиционалисты, утверждавшие несотворенность Корана, были обвинены в самом тяжком К.— многобожии (ширк). Полемика вокруг различных аспектов К. имела важное значение для формирования политических концепций, например, резко отрицательного (хариджиты) и терпимого (мурджииты) отношения к неправедному правителю, и одновременно являлась фоном для разработки важных догматических и правовых вопросов: природа человеческой греховности, ответственность человека за свои поступки и связанная с этими вопросами проблема «справедливости» Аллаха (кадариты, джабариты, му‘тазилиты).
В настоящее время категория К. широко используется реакционными мусульманскими кругами (например, «Братья-мусульмане») в антикоммунистической и антидемократической пропаганде. Обвинения в К. часты в практике современной политической борьбы (ирано-иракский конфликт).
Лит-ра: аш-Шахрастани. Книга о религиях, 108—126: С. М. Прозоров. «Ортодоксальное» и «еретическое» в исламе.— Аш-Шахрастани. Книга о религиях, 10—16; W. Björkman. Kafir.— EI, NE. 4, 425—427.
Д. В. Ермаков